В выходные огромная поляна на берегу реки Оки превратилась в главную рок-столицу России. Здесь выступило более 70 групп. Некоторые титулованные исполнители — в частности, Вячеслав Бутусов и «Алиса» — предпочли представить свои новые песни именно на «Эммаусе».

Рок-фестиваль было слышно еще за полтора километра, со 151-го километра Ленинградского шоссе. Жители близлежащего поселка Эммаус реагировали на рок-вторжение гостеприимно. На скамеечках возле домов сидели дедушки с внуками, внимательно прислушиваясь к доносящимся незнакомым звукам, а бабушки воспользовались приездом гостей, для того, чтобы распродавать свои запасы. Вдоль дороги на пути к месту проведения «Эммауса» они выносили ведерки с солеными огурчиками и помидорчиками.

Однако особенно «на ура» продавалось парное молоко. Территория поселка заканчивалась огромной поляной на берегу реки. Там-то и нашел себе пристанище уже второй рок-фестиваль «Эммаус». Издалека он напоминал большой раскинувшийся походный лагерь какой-то очень бодрой и жизнерадостной армии. С массой цветных палаток, которые привезли с собой зрители, обилием торговых павильонов и живописных флагов — от российского триколора до полотнищ с эмблемами различных групп — как и год назад больше всего их было с логотипами «Алисы» и «Арии».

Несмотря на то что иные газеты публику стращали, сообщая, что нельзя брать с собой ни зубную пасту, ни таблетки (а вдруг там наркотик или взрывчатое вещество), ни ножик для того, чтобы открывать консервы (их, впрочем, тоже — нельзя), жестокостей не было. Вещи практически не досматривали (но вдали внимательно принюхивалась симпатичная собака — позднее я узнал, что их в «Эммаусе» «участвовало» девять натасканных на поиск наркотиков и взрывчатки). ГИБДД, милиция и ОМОН вели себя довольно доброжелательно. Организованно, уважительно и четко. Еще бы — ведь за рок-фестиваль отвечал один из заместителей тверского губернатора, и вообще город ответственно отнесся к «Эммаусу» как к уже мероприятию собственного престижа. Это, безусловно, тоже способствовало нормальной жизни «Эммауса». Силу сотрудники силовых структур проявляли только в крайних случаях. Если кто-то из зрителей выпив мирно спал на солнышке — не трогали. Тех, кто вел себя агрессивно и уж точно не вязал лыка — без рукоприкладства доставлялись в вытрезвитель. Пожалуй — и все главные неприятности огромного лагеря «Эммауса», раскинувшегося на несколько гектаров. Вблизи Оки (вход к ней был перегорожен и уже за оградой курсировал милицейский «уазик» — дабы никто не полез купаться) располагались три сцены. Главная и самая большая — на которой выступали маститые рок-коллективы — была оснащена двумя огромными экранами, транслировавшими происходящее на сцене. Альтернативная — чуть поменьше, без экранов, но зато она давала возможность отыграть как уже довольно известным и самобытным коллективам, так и сущим новичкам. В первую очередь — «металлистам» и альтернативщикам. Третья — совсем маленькая, под навесом, напоминавшим беседку на даче моих соседей, — для коллективов, исполняющих реггей, рэп и ска. После предыдущего «Эммауса» продюсеры обещали отобрать для участия в нынешнем фестивале лучшие молодые рок-коллективы со всей страны для того, чтобы впервые сыграть на столь большой аудитории. В итоге таких оказалось восемь. Продюсеры «Эммауса» свое слово держат. Хотя, конечно, главное внимание было приковано не к новичкам, а к известным коллективам. «Алисе», Вячеславу Бутусову и «Ю-Питеру», «Агате Кристи», «Чижу и Компании», «Чайфу», «Трактор Боулингу», «Пилоту» и другим. Звезд на фестивале хватало. Несмотря на то, что для того, чтобы поехать на «Эммаус», им чинили препятствия конкуренты. О чем сами группы предпочитали не упоминать. Зато оргкомитет «Эммауса» признал неприглядную картину.

— Доходило до нелепого. Организаторы «Нашествия» (другого крупнейшего ежегодного рок-фестиваля России и конкурента «Эммауса») заявляли группам, что если те приедут к нам, то не дождутся приглашения на «Нашествие» и могут забыть дорогу на «Наше Радио». Их песни больше не будут звучать в эфире. На «Эммаус» приехали те, кто не струсил и не испугался угроз, — признался продюсер фестиваля Дмитрий Гройсман. — Но «Пилот» заявил, что они музыканты и играют, где хотят, а «Алиса» сказала, что никто не вправе ставить им условия. Спасибо всем музыкантам.

…Премьер на фестивале оказалось немало. Особенно на Альтернативной сцене. Собирая программу в основном из наиболее известных боевиков, коллективы радовали и премьерами или новыми аранжировками. Если «Эпидемия», которую иные фанаты считают наиболее продвинутыми продолжателями творческого кредо группы «Ария», играла в основном уже проверенные хэви-хиты, то «Трактор Боулинг» (предпочитающий английское написание — Traktor Bowling) — экспрессивная скоростная команда с неистовым женским вокалом и неугомонным яростным драйвом — отдала дань и экспериментам. Заодно показала образец умелого общения с публикой на концерте. Одна только фраза «Ну а сейчас мы хотим посмотреть, как вы прыгаете», сказанная гитаристом перед очередным номером, подняла зал в воздух едва ли не на высоту, недавно взятую олимпийской чемпионкой Еленой Слесаренко.

«Алиса» тоже представила недавнюю премьеру — композицию «Власть»: жесткую, яростную и политизированную. В частности, со словами «очкариков сопли — оранжевые сны», уже вызвавшую негативную реакцию отдельных персон на Украине. Порадовал новинками и Вячеслав Бутусов. Его группа «Ю-Питер» отыграла блок новых песен с уже давно записанного в Испании, но так не изданного и не имеющего названия альбома. Песни были довольно меланхоличны и поэтичны, со скрытой внутренней драматургией. С премьер мы и начали разговор после концерта.

Интервью с Вячеславом Бутусовым читайте на страницах «Российской газеты».

"Российская газета"

*