Российские ракетостроители, и прежде всего самарский «ЦСКБ-Прогресс», намерены увеличить свою долю на мировом рынке запусков космических аппаратов. С помощью французов они перебираются с ракетами ближе к экватору — туда, где можно заработать гораздо больше, чем на казахстанском космодроме «Байконур» или российском «Плесецке».

На самарском -ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» начато производство ракет­носителей (РН) «Союз­СТ» для запусков во Французской Гвиане. Этому предшествовало заключение контракта на первые четыре запуска, которое состоялось на недавно прошедшем в Ле Бурже авиакосмическом салоне. Согласно условиям договора, первый запуск «Союза» из Южной Америки должен быть осуществлен не позднее марта 2009 года.

Документ подписали руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, президент — генеральный директор французской Arianespace Жан-Ив Ле Галь и руководители ведущих предприятий российской ракетно­космической промышленности. Стороны не скупились на комментирование события, называя его историческим. «Этот контракт означает прорыв российских ‘‘Союзов’’ на европейский и мировой рынок средств выведения. Новая ракета — ‘‘Союз­СТ’’ — будет активно эксплуатироваться в течение ближайших 15-20 лет», — заявил, в частности, генеральный директор самарского ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Анатолий Кириллин.

Патетика происходящего вполне понятна. «Французский контракт» резко усиливает позиции России в классе средних ракет­носителей на международном рынке.

К звездам — через экватор

Совместный российско­французский проект по выведению на орбиту грузов РН «Союз» с космодрома во Французской Гвиане возник в конце прошлого столетия. Европейское космическое агентство (ЕКА), владелец космодрома, запускает с него свою тяжелую РН Arian-5 и легкую Vega. Однако экономичной ракеты среднего класса, которая могла бы поднимать грузы в 6-8 тонн, у ЕКА нет. Поэтому стороны договорились, что в качестве таковой будет использоваться модифицированная версия РН «Союз», которую производит самарский «ЦСКБ-Прогресс», а совместному предприятию Starsem будет предоставлено эксклюзивное право продавать коммерческие пуски «Союза» с космодрома Куру.

Российская сторона отвечает за адаптацию «Союза» и разгонного блока «Фрегат» к европейским требованиям по безопасности запусков и условиям влажного климата Француз-ской Гвианы, транспортировку и запуск РН. Французская сторона — за реконструкцию и дооснащение инфраструктуры космодрома. ЕКА уже выложило 344 млн евро на постройку нового стартового комплекса. «ЦСКБ-Прогресс», в свою очередь, готовит первые две ракеты к новым условиям, в частности, дорабатывает систему управления и телеметрию.

Сложность проекта заключается еще и в том, что ракету-носитель и разгонный блок «Фрегат» в Гвиану придется доставлять морем. Для этого будет использован специальный паром, принадлежащий французам и предназначенный для транспортировки европейских ракет Arian-4 и Arian-5. В общей сложности путь от Самары через Санкт-Петербург до Куру займет 20-27 дней. «Мы рассматривали вариант перевозки блоков ракет транспортными самолетами ‘‘Руслан’’, однако это сложно как с технической, так и с экономической стороны. Поэтому мы от этого плана отказались», — поясняет заместитель генерального директора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов.

Первый корабль с наземным оборудованием для старта «Союзов», по словам Анатолия Кириллина, отправится в Гвиану в октябре­ноябре 2007 года.

О том, какое значение Роскосмос придает этому проекту, свидетельствует приезд его главы Анатолия Перминова в феврале 2007 года во Французскую Гвиану. Перед этой поездкой он лично выкопал на космодроме Байконур (с места, откуда стартовал Юрий Гагарин) камень и заложил его в фундамент стартового комплекса «Союза» на космодроме Куру.

Удержаться в седле

На рынке ракет­носителей сейчас сложилась уникальная для России ситуация. Китайские и японские РН хотя и дешевле, но пока не могут конкурировать с нашими по надежности запусков. Европейские позиции РН среднего класса «закрывает» программа «Союз — Гвианский космический центр». Основные конкуренты- американские «Шаттлы» — к 2010 году прекратят полеты, а первый пилотируемый полет космического корабля CEV, который придет им на смену, намечен не ранее чем на 2014 год. «Образуется четырехлетнее окно, во время которого у американцев не будет другого выхода, кроме как летать на наших ‘‘Союзах’’», — считает эксперт по космической политике Юрий Караш. Однако, по его мнению, Россия может упустить первые позиции на рынке РН, если не будет предпринято никаких шагов по коренной модернизации ракетно­космического потенциала.

Действительно, две самые надежные, по версии компании Futron Corporation, ракеты-носителя- «Союз» и «Протон» — совершили первый полет на рубеже 50-х — 60-х годов прошлого века. И хотя «Союз­СТ» является уже девятой модификацией этой РН, суть происходящего от этого не меняется: разработки в ракетно­космической области длятся десятилетиями, однако эффект приносят практически мгновенный. Мало кто сомневается в том, что и Китай, и Япония уже в ближайшие несколько лет начнут стремительно догонять по мощности и экономичности своих ракет­носителей российские рабочие лошадки космоса

Вадим Пономарев

Подробнее: «Эксперт Волга» №26(66) / 9 июля 2007

*