На самарском «ЦСКБ-Прогресс» начато производство ракетносителей«СоюзСТ» для запусков во Французской Гвиане
Российские ракетостроители, и прежде всего самарский «ЦСКБ-Прогресс», намерены увеличить свою долю на мировом рынке запусков космических аппаратов. С помощью французов они перебираются с ракетами ближе к экватору — туда, где можно заработать гораздо больше, чем на казахстанском космодроме «Байконур» или российском «Плесецке».
На самарском -ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» начато производство ракетносителей (РН) «СоюзСТ» для запусков во Французской Гвиане. Этому предшествовало заключение контракта на первые четыре запуска, которое состоялось на недавно прошедшем в Ле Бурже авиакосмическом салоне. Согласно условиям договора, первый запуск «Союза» из Южной Америки должен быть осуществлен не позднее марта 2009 года.
Документ подписали руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, президент — генеральный директор французской Arianespace Жан-Ив Ле Галь и руководители ведущих предприятий российской ракетнокосмической промышленности. Стороны не скупились на комментирование события, называя его историческим. «Этот контракт означает прорыв российских ‘‘Союзов’’ на европейский и мировой рынок средств выведения. Новая ракета — ‘‘СоюзСТ’’ — будет активно эксплуатироваться в течение ближайших 15-20 лет», — заявил, в частности, генеральный директор самарского ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Анатолий Кириллин.
Патетика происходящего вполне понятна. «Французский контракт» резко усиливает позиции России в классе средних ракетносителей на международном рынке.
К звездам — через экватор
Совместный российскофранцузский проект по выведению на орбиту грузов РН «Союз» с космодрома во Французской Гвиане возник в конце прошлого столетия. Европейское космическое агентство (ЕКА), владелец космодрома, запускает с него свою тяжелую РН Arian-5 и легкую Vega. Однако экономичной ракеты среднего класса, которая могла бы поднимать грузы в 6-8 тонн, у ЕКА нет. Поэтому стороны договорились, что в качестве таковой будет использоваться модифицированная версия РН «Союз», которую производит самарский «ЦСКБ-Прогресс», а совместному предприятию Starsem будет предоставлено эксклюзивное право продавать коммерческие пуски «Союза» с космодрома Куру.
Российская сторона отвечает за адаптацию «Союза» и разгонного блока «Фрегат» к европейским требованиям по безопасности запусков и условиям влажного климата Француз-ской Гвианы, транспортировку и запуск РН. Французская сторона — за реконструкцию и дооснащение инфраструктуры космодрома. ЕКА уже выложило 344 млн евро на постройку нового стартового комплекса. «ЦСКБ-Прогресс», в свою очередь, готовит первые две ракеты к новым условиям, в частности, дорабатывает систему управления и телеметрию.
Сложность проекта заключается еще и в том, что ракету-носитель и разгонный блок «Фрегат» в Гвиану придется доставлять морем. Для этого будет использован специальный паром, принадлежащий французам и предназначенный для транспортировки европейских ракет Arian-4 и Arian-5. В общей сложности путь от Самары через Санкт-Петербург до Куру займет 20-27 дней. «Мы рассматривали вариант перевозки блоков ракет транспортными самолетами ‘‘Руслан’’, однако это сложно как с технической, так и с экономической стороны. Поэтому мы от этого плана отказались», — поясняет заместитель генерального директора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов.
Первый корабль с наземным оборудованием для старта «Союзов», по словам Анатолия Кириллина, отправится в Гвиану в октябреноябре 2007 года.
О том, какое значение Роскосмос придает этому проекту, свидетельствует приезд его главы Анатолия Перминова в феврале 2007 года во Французскую Гвиану. Перед этой поездкой он лично выкопал на космодроме Байконур (с места, откуда стартовал Юрий Гагарин) камень и заложил его в фундамент стартового комплекса «Союза» на космодроме Куру.
Удержаться в седле
На рынке ракетносителей сейчас сложилась уникальная для России ситуация. Китайские и японские РН хотя и дешевле, но пока не могут конкурировать с нашими по надежности запусков. Европейские позиции РН среднего класса «закрывает» программа «Союз — Гвианский космический центр». Основные конкуренты- американские «Шаттлы» — к 2010 году прекратят полеты, а первый пилотируемый полет космического корабля CEV, который придет им на смену, намечен не ранее чем на 2014 год. «Образуется четырехлетнее окно, во время которого у американцев не будет другого выхода, кроме как летать на наших ‘‘Союзах’’», — считает эксперт по космической политике Юрий Караш. Однако, по его мнению, Россия может упустить первые позиции на рынке РН, если не будет предпринято никаких шагов по коренной модернизации ракетнокосмического потенциала.
Действительно, две самые надежные, по версии компании Futron Corporation, ракеты-носителя- «Союз» и «Протон» — совершили первый полет на рубеже 50-х — 60-х годов прошлого века. И хотя «СоюзСТ» является уже девятой модификацией этой РН, суть происходящего от этого не меняется: разработки в ракетнокосмической области длятся десятилетиями, однако эффект приносят практически мгновенный. Мало кто сомневается в том, что и Китай, и Япония уже в ближайшие несколько лет начнут стремительно догонять по мощности и экономичности своих ракетносителей российские рабочие лошадки космоса
Вадим Пономарев
*