К женщинам за рулем в Москве уже как-то привыкли, теперь все шишки за аварии и пробки на дорогах достаются старикам, ползущим на своих карбюраторных старушках к себе на дачу и обратно. Старики за рулем – это целая проблема в Америке, Европе и Японии. Согласно западной статистике, престарелые водители в возрасте от 65 до 75 чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или ранениями.

Экономические условия и хорошее медицинское обслуживание позволяют старичкам вести активный образ жизни и лихачить на дорогах от души. Например, известен случай, когда 82-летний старик за рулем за день сбил шестерых пешеходов. Каждый раз, завидев человека на дороге, он путал газ и тормоз. Учитывая высокий уровень аварийности, власти зарубежных стран уделяют большое внимание проблеме и страются действовать в инетерсах не только остальных участников дорожного движения, но и самих стареньких автолюбителей.

Например, в Америке для пожилых созданы так называемые «освежительные» курсы при «Всеамериканском обществе пенсионеров» (AAPR), которые позволяют снизить размер страховых выплат. Программа призвана развить в пожилых людях чувство самооценки, чтобы определить, остались ли с ними их навыки вождения или их мастерство пошло на убыль.

В Великобритании всех автолюбителей старше 75 лет, начиная с прошлого года, обязали повторно пройти тест на знание правил дорожного движения и получить справку о том, что они нормально видят. После этого старички получают допуск к вождению сроком на пять лет. Всего же в Британии, по статистике 2006 года, насчитывается около полутора миллионов автолюбителей старше 75 лет: из них 23 тысячи — старше 90 лет и 34 человека — старше 100 лет. Обязанность подтверждать способность водить машину каждые 5 лет должна, по замыслу британских властей, благотворно повлиять на уровень безопансости на дорогах.

В России, как и в любой другой стране, пожилые люди за рулем несут в себе некую опасность. Ведь человек стареет в независимости от национальности или гражданства. В любое время человеку может стать плохо — этому только способствуют отечественные авотмобили без кондиционеров, иномарки наши пенсионеры могут себе позволить в редких случаях. Сердечный приступ в пробке может парализовать общее движение на долгие часы, а «скорая помощь» в такой ситуации вряд ли сможет подобраться к потрепевшему быстро.

«Пожилым тяжелее переносить пробки, сложнее реагировать на усиленный поток машин и пешеходов, т.к. с возрастом ухудшаются характеристики внимания, скорости реакции на стимул, и просто зрения. — комментирует психолог семейного психологического центра «Клевер» Ольга Младова. — При этом все-таки у пожилых водителей меньше гибкости в реагировании на нестандартные ситуации — в этом возрасте сложно менять сложившиеся схемы поведения, и водители действуют скорее так как привыкли вести себя всегда и с трудом принимают нововведения и изменения в правилах дорожного движения, изменении маршрутов движения и названиях улиц. Ведь если люди учились ездить на машине и большую часть жизни проездили в городе с гораздо меньшим траффиком и количеством машин, то им сложно адаптироваться сейчас к этому, тем более что возрастные особенности ограничивают их возможности к адаптации».

Есть и личностная специфика пожилого возраста: чем старше человек тем он жестче и ригиднее (ригидность — невозможность подстроиться под изменившуюся обстановку) становится в поведении, тем сильнее проявляются особенности его характера и личности. Например, если человек был педантом и чистюлей в молодости, то с возрастом эта его привычка усиливается и он становится все более зависимым от порядка и чистоты. Вспыльчивость может перерасти в гневливость и раздражительность по каждому поводу. На дороге человек в возрасте действительно порой может вести себя неадекватно.

Тем не менее, в России в отдельную проблему пенсионеров за рулем ни ГИБДД, ни страховые компании все-таки не выделяют. Как-то так складывается, что наши пенсионеры не только не стремятся покупать новые машины, ездить в автопутешествия и участвовать в автопробегах и гонках, но порой не хотят даже выходить на улицу. Минимальный размер пенсии сегодня составляет около 2 тысяч рублей – этого еда хватает свести концы с концами. Ни о каких специальных курсах для престарелых водителей в ГИБДД даже не помышляют, а отсутствие старческой аварийной статистики – это тоже, скорее, от плохой жизни, нежели от наличия идеальной системы безопасности.

Правда, в России ситуация отлична от Запада – пенсионеры-автомобилисты сейчас остаются, пожалуй, единственными людьми, соблюдающими правила дорожного движения. Российские водители в возрасте свыше 55 лет попадают в аварию гораздо реже, чем водители среднего (от 30 до 45 лет) и, тем более, чем водители в возрасте до 25 лет.

Поэтому, что бы там не говорили водители и как бы ужасно не ругались таксисты, но наши дедушки и бабушки за рулем пока никак не влияют на аварийную статистику и образование пробок в виду своей малочисленности. Однако уже не за горами время, когда старшие представители нынешнего автомобильного бума начнут стареть и тогда мы действительно столкнемся с тысячами стариков, путающих педали или садящихся за руль с плохим зрением. И тогда действительно придется перенимать заграничный опыт и вводить запрет на вождение для тех пожилых людей, которые не пройдут тест на зрение, реакцию и знание ПДД.

www.autosphere.ru

*