Впервые в истории японской политики военное ведомство страны возглавит женщина — Юрико Коикэ. До этого она была советником премьера по национальной безопасности, а еще ранее — популярной ведущей одного из центральных телеканалов. Коикэ, которой 15 июля исполнится 55 лет, известна правыми взглядами.

При бывшем премьере Дзюнъитиро Коидзуми она возглавляла министерство окружающей среды, Окинавы и «северных территорий» (так в Японии называют четыре южных острова Курильского архипелага, возвращение которых выдвигается как условие заключения с Россией мирного договора).

Нынешний премьер Синдзо Абэ отправил в отставку министра обороны Фумио Кюма и выдвинул кандидатуру Коикэ в отчаянной попытке хоть как-то улучшить позиции правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) перед выборами в верхнюю палату парламента 29 июля. На этих выборах, проходящих раз в три года, будет переизбрана половина членов верхней палаты — 121 человек, и правящей коалиции надо сохранить большинство.

Однако о большинстве в ЛДП уже давно не мечтают. Популярность правительства упала ниже 30%. До конца прошлой недели у Абэ и его сторонников сохранялась надежда сохранить хотя бы 44 места в верхней палате, что тоже было бы поражением, но еще терпимым. Но все расчеты были нарушены, когда теперь уже бывший глава военного ведомства Кюма вдруг заявил, что атомная бомбардировка городов Хиросимы и Нагасаки в последние дни второй мировой войны причинила ужасные страдания народу, но без нее японцы продолжали бы сражаться. И в результате северный остров Хоккайдо был бы оккупирован советскими войсками. «В моем понимании атомные бомбы закончили войну, и, по-моему, это было неизбежно», — сказал министр. По иронии судьбы, сам Кюма является депутатом нижней палаты парламента от города Нагасаки.

Министр поступил на удивление «не по-японски». Он позволил себе публично выразить личное мнение. И он забыл об общепринятой позиции по атомным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года: мирные жители стали жертвами ужасного оружия, применение которого не было оправданно, использование ядерного оружия неприемлемо в принципе. Основа мирной японской послевоенной политики — это решение не обладать, не производить и не иметь на своей территории ядерного оружия (так называемые «три неядерных принципа»). Правда, все это декларируется параллельно с развитием военного союза с США, которые гарантируют защиту Японии с помощью так называемого «ядерного зонтика». Правительство всегда игнорировало выступления японской общественности против заходов в порты страны атомных подводных лодок и авианосцев США с ядерным оружием на борту.

Слова министра по воздействию были сравнимы с ядерным взрывом: с протестами выступили политики, общественные организации и частные лица, как лояльные премьеру Абэ, так и оппозиционные. Несколько министров заявили, что подобные слова для чиновника столь высокого ранга непростительны и тому следует уйти в отставку.

Премьер не собирался прощаться с неосторожным министром, намереваясь ограничиться строгим внушением, но скандал набирал обороты, и окружению пришлось предупредить Абэ, что попытка оставить все как есть приведет к провалу ЛДП на выборах. Ему напомнили, как в январе Кюма вызвал недовольство Вашингтона, когда назвал вторжение США в Ирак «ошибкой». В результате Абэ скрепя сердце вызвал вчера к себе в канцелярию Кюма и объявил ему об отставке.

Кюма держался достойно и заявил: «Мое неосторожное высказывание причинило большой ущерб (правящей коалиции) перед выборами, и я приношу извинения». Однако, как выразился в частной беседе с автором один из сотрудников канцелярии премьера, «Кюма может теперь перевести дух: с одной стороны, он наказан и как бы искупил большую часть вины. С другой — с его плеч свалился тяжкий груз необходимости действовать в поддержку безнадежного дела предвыборной борьбы Абэ».

Время новостей

***