Крепкие социально-экономические позиции Самарской области обычно объясняют удачным географическим расположением, эффективным региональным и корпоративным менеджментом и прочими особенностями материального свойства. И почему-то забывают об особенности другого рода — самарском характере…

Фото: Игорь Казановский

Самара и область не один год на слуху у всей страны, да и в Европе знают этот регион. Совсем недавно слово «Самара» еще раз громко прозвучало в связи с проведением саммита «Россия — ЕС» в «Волжском Утесе» — резиденции президента РФ, расположенной в живописнейшем районе области. По словам самарского губернатора Константина Титова, нынешний председатель ЕС, канцлер ФРГ фрау Ангела Меркель была так очарована дивной красотой волжского пейзажа, что вечером долго не хотела уходить с обзорной площадки, чем и радовала, и смущала хозяев: протокол-то мероприятий нарушается!

В неведомой самарцам французской Гвиане известно научно-производственное объединение «ЦСКБ-Прогресс». И не только потому, что корабль первого космонавта Земли Юрия Гагарина был оснащен ракетоносителем, созданным на заводе в тогдашнем Куйбышеве. Сейчас ученые и инженеры этого комплекса вместе с французским космическим агентством работают над созданием спутников, которые запускаются с гвианского космодрома.

Но не одними красотами земной природы и космическими достижениями известен самарский край.

Что рождает спрос

С 1992 года регион — пионер рыночной экономики. Константин Титов, будучи главой областной администрации, пошел на непопулярный в те времена шаг: отпустил цены на хлеб, молоко и прочее продовольствие. Был риск: а если народ не поймет и ответит акциями протеста? Самара, жившая в то время по продуктовым карточкам и талонам, не знавшая товарного изобилия и в период официального социалистического благополучия, проявила, однако, терпение и мудрость (когда цены скакали не только от бешеной инфляции, но и от отсутствия опыта и знаний у начинающих бизнесменов и местных властей). И — не прогадала.

Экономический и финансовый подъем начался в области тоже раньше, чем во многих других субъектах федерации. Кроме официальной статистики налоговых поступлений, которые выдвинули ее в регионы — доноры федерального бюджета, появился еще один показатель местной социально­экономической стабильности — реклама. Подметили этот фактор люди не местные, из тех, что по делам часто бывают в разных городах Поволжья. Один такой человек из Москвы лет пять назад обратил внимание: «У вас тут на перетягах и щитах рекламируются иномарки, квартиры в элитных кварталах… А, вот еще что: катера, снегоходы, яхты… Вы посмотрели бы, что в Нижнем предлагают: колготки, обувь, супы консервированные…» В Самаре за последнее время к рекламе супердорогих предметов потребления добавились еще и билборды, рекламирующие элитные услуги — в фитнес-клубах, загородных охотничьих клубах и ресторанах. Так что тенденция сохраняется. И вряд ли соседние города смогли за два­три года догнать и перегнать Самару хотя бы по насыщенности и разнообразию рекламного рынка (который отражает и более глубинные экономические процессы).

Пейзаж с лицами

Можно и дальше продолжать составление мозаичного самарского пейзажа (на полную, всестороннюю картину может претендовать лишь статистический отчет, где представлены все основные параметры деятельности предприятий и фирм, потребления, учебы, отдыха местного населения). Но пейзаж этот был бы далеким от реальности, если бы в нем не присут-ствовали сами самарцы, жители города и области.

Они — главные действующие лица многообразной, пестрой и в то же время довольно цельной действительности. В областной конституции- Уставе по предложению губернатора узаконено понятие «самарский народ». Первоначально некая пафосность этого определения вызвала дебаты в областном парламенте. Но, подискутировав, депутаты согласились: при всем разнообразии национальных черт, социально­демографических факторов все же население области не формально является субъектом права и обладает особенностями, позволяющими судить о его «лица не общем выражении».

В чем проявляется менталитет самарца, если смотреть на него не на обывательском и политическом уровне, а профессионально — с позиций социальной психологии и психологии личности? Что такое «самарский характер» — не как фигура речи, а как образный синоним научного термина «психотип»? А может, это все придумали политтехнологи и специалисты пиара, преследуя свои узконаправленные цели — раскрутить, продвинуть, заставить приобрести свой «товар»? Экономические и финансовые обзоры и аналитика, представленные в этом спецвыпуске, равно как и множество других явлений и фактов из самарской жизни, рождают эти вопросы.

Подробнее: «Эксперт Волга» №25(65) / 2 июля 2007

Нина Алпатова

***