Чувство места, чувство стиля: рейтинг самых стильных городов Европы. Как индивидуальность города выражается в его моде?
Теплым летним днем в начале этого месяца в Галерее Рафаэля в Музее Виктории и Альберта в Лондоне собралось около тысячи человек, чтобы взглянуть на новинки британской моды. Собравшиеся получили сполна: черные костюмы в стиле садо-мазо, костюм пуделя в человеческий рост – творение, изготовленное из черно-белых надувных мячей и светящегося электрического жакета.
Фэшн-шоу, на котором демонстрировались работы Гарета Пью, было частью программы «Мода в движении» (Fashion in Motion), в рамках которой демонстрируются работы заслуживающих внимания дизайнеров, включая Кристиана Лакруа и британского дизайнера мужской одежды Озвальда Боатенга. Пью, enfant terrible британской моды, бросающий вызов и подрывающий основы, является квинтэссенцией этих характеристик, обожаемых на фэшн-арене Соединенного Королевства. Англия имеет сильные традиции искусного пошива одежды, однако ее модная арена более известна своей подверженностью влиянию улицы и актуальностью – на подиум просачиваются образы подростков из клубов и трансвеститов.
«Быть возмутителем спокойствия, шокировать родителей и полицию и пугать старушек на улице – все это часть лондонской смеси»,- говорит Колин Макдауэлл, старший модный обозреватель The Sunday Times и креативный директор Fashion Fringe, ежегодного конкурса по поиску передовых талантов в британской моде.
Но этот дерзкий стиль по вкусу не всем; его можно любить или ненавидеть, как показал недавний опрос почти 20 тыс. человек в 19 странах, проведенный для издания The Wall Street Journal фирмой GfK Custom Research Worldwide.
Лондон финишировал с хорошими показателями в списке «самых стильных» европейских городов – самым стильным его назвали 7%, что позволило ему занять третье место. Но в то же время респонденты чаще других называли этот город, отвечая на второй вопрос – о «наименее стильном» городе. Наименее стильным его считают 5% респондентов.
Самым универсальным оказался парижский стиль. 34% опрошенных считают Париж самым стильным европейским городом. У этого города с его историей высокой моды, крупными компаниями, занимающимися предметами роскоши, такими как LVMH, и статусом родины влиятельных показов готовой одежды есть аура, которую сложно не чувствовать – на следующей неделе здесь стартует звездное мероприятие в ежегодном фэшн-календаре, показы Paris haute couture.
«Да, вероятно, французы, являются более элегантными и шикарными, – замечает Надеж Уинтер, глава отдела по коммуникациям и связям с общественностью Colette, крупного парижского магазина. – Мне, как французской девушке, смешнее всего разговаривать с нефранцузами. Представители немецкой фэшн-индустрии говорят: «Боже, какие француженки хорошенькие, такие красивые, такие сексуальные, такие стройные».
Однако, добавляет она, все рассказы о «парижском шике» за пределами Франции всегда посвящены ностальгической парижской элегантности 50-60-х – Коко Шанель, Одри Хепберн, Катрин Денев.
Париж создал систему высокой моды, и его историческая сила заключается в армии профессиональных модистов, перчаточников, изготовителей украшений и вышивальщиков, а не в системе, которая вознаграждает креативность, отмечает Клэр Вилкокс, эксперт по истории моды XX века и куратор выставки «Золотой век моды: Париж и Лондон 1947-1957» (22 сентября – 6 января, Музей Виктории и Альберта).
«Париж обучал мастеров ручной работы, а не дизайнеров», – говорит она о послевоенном периоде.
«Многие люди воспринимают Париж как город высокой моды, где проводятся модные показы», – говорит Марк Хофманс, директор GfK Custom Research. Люди, участвовавшие в опросе, давали ответы, в значительной степени опираясь на репутацию города как локомотива индустрии моды, подчеркивает он, хотя среди вопросов был и вопрос о том, в каком городе «люди одеваются наиболее стильно».
«Если бы разразилась некая ужасная фэшн-катастрофа, и Лондон, Нью-Йорк и Милан исчезли бы без следа, то мода осталась бы жива, покуда был бы цел Париж, – говорит Макдауэлл. – Однако это не делает Париж самым модным. Я бы поставил на первое место Милан».
Милан самым модным европейским городом выбрали 10% респондентов, поставив его на второе место после Парижа. «Итальянцы изобрели passeggiata, прогулку в вечерней прохладе, – говорит Макдауэлл. – Они наряжаются и гуляют, смотрят на других и показывают себя. Это приятное стремление произвести впечатление».
«В повседневной жизни Милан очень стильный, – говорит Сара Малокко, итальянка, живущая в Лондоне и работающая в сфере фэшн-пиара. – Даже собираясь в спортзал, люди обращают внимание на все детали, от ожерелья до обуви». Она ставит Милан выше Рима, который собрал 6% голосов в пользу своего статуса самого модного города. По сравнению с Римом, «Милан более продвинут и элегантен. Рим более криклив».
Тем временем все более мощным фэшн-клиентом становится Россия, однако москвичи страдают репутацией безвкусных и богатых, а не стильных и задающих тон. Как показал опрос, у Москвы есть и почитатели, и ненавистники. 2% всех респондентов выбрали ее самым стильным городом, поместив на 5-е место. В то же время 4% всех респондентов назвали ее наименее модным городом, поставив ее на 2-е место после Лондона (словно в доказательство того, что имидж и политика идут рука об руку, поляки особенно сильно осудили своего исторического конкурента – 12% поляков назвали Москву наименее стильным городом).
Рассказы о богатых россиянах стали пищей для обозревателей бизнес-страниц и отделов светской хроники в Европе и Америке. Когда речь идет о моде, имидж россиянина таков: одетый с ног до головы в Versace и зачастую увешанный драгоценностями. В этой любви к показному шику нет ничего нового. Роскошь византийской культуры всегда оказывала влияние, отмечает Алена Долецкая, главный редактор Vogue Russia. «Золотые купола, очень богатые церкви, изящное кружево, и мех поверх меха, надетого поверх меха» – все это формирует образ, отчетливо русской, образ, который, однако, необязательно соответствует более умеренной версии моды в Западной Европе. «Если русская девушка модница, она идет до конца», – говорит Долецкая.
Макдауэлл говорит, что своими покупательскими привычками россияне пока не влияют на курс моды. «Русское влияние сильно переоценивается, – говорит он. – Число тех (россиян), кто покупает предметы высокой моды, выросло, однако не настолько, как число таких покупателей в Италии и Франции».
И как благодатная почва для дизайнеров Россия отстает. «Дизайнеры находятся на младенческой стадии, однако они догонят очень быстро, – полагает Макдауэлл. – Дизайнеры вырастают на плодородной почве, а почва – это люди, которые ведут модную жизнь и нуждаются в модных вещах».
Что касается развития талантов, то здесь выделяются другие города. Макдауэлл называет Берлин: «Это очень художественно развитое общество», – делает он вывод.
Хофманс предлагает Антверпен, с его влиятельным штатом дизайнеров, таких как Анн Демельмейстер и Дрис ван Нотен, и авторитетным отделом моды в Королевской академии изящных искусств.
Нью-Йорк имеет сильный коммерческий уклон и в последние годы все более и более выдвигается на передовую. Уилкокс из Музея Виктории и Альберта расхваливает лондонскую фэшн-арену, которая растет на креативном дизайне, преподаваемом в таких школах, как Школа дизайна Сент-Мартинс, Лондонский колледж моды и Королевский колледж искусств. «Никто не может оспорить того, что лондонские школы искусств доминируют, – говорит Уилкокс. – Креативность феноменальна».
Самые стильные города:
Париж – 34% опрошенных
Милан – 10%
Лондон – 7%
Рим – 6%
Москва – 2%
Затруднились ответить – 21%
Наименее стильные города:
Лондон – 5%
Москва – 4%
Берлин – 4%
Бухарест – 3%
Затрудняюсь ответить – 38%
В опросе GfK Custom Research Worldwide по заказу WSJ приняли участие 19 792 человека в 19 странах. Опрос проводился в марте, апреле и мае. Респонденты выбирались случайным методом. Минимальный возраст участников – 15 лет. Опросы проводились очно в Австрии, Болгарии, Чешской Республике, Франции, Германии, Венгрии, Польше, России, Румынии, Испании, Швеции и Турции.
По телефону – в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Соединенном Королевстве и США. По интернету – в Нидерландах.
Опрошенное население:
Западная Европа – 10283 человека (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция, Соединенное Королевство)
Центральная Европа – 4995 (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния)
США – 1000
Россия – 2207
Турция – 1307
Максимальная погрешность составляет менее 1% для всего опроса
+/- 1% – для Западной Европы
+/- 1,4% – для Центральной Европы
+/- 2% – для России
+/- 4,4% – для Швеции и Дании
+/- 3,1% – для остальных стран
Опрос состоял из пяти пунктов:
1. В каком европейском городе люди одеваются наиболее стильно?
2. В каком европейском городе люди одеваются наименее стильно?
3. Насколько важно для вас быть одетым по последнему слову моды? (ответы от «очень важно» до «совсем неважно»)
4. Какие предметы вашего гардероба, на ваш взгляд, более всего должны соответствовать моде?
5. Какие информационные источники доносят до вас модные тенденции?
*