Самарский аэропорт «Курумоч» предлагает связать цепочкой вертолетных маршрутов районные центры области. Там полагают, что при условии создания сети перевозки будут рентабельными. Но без госдотаций проект вряд ли осуществим.

В аэропорту «Курумоч», который эксплуатирует в санатории «Волжский Утес» федеральный вертодром, построенный специально к самарскому саммиту «Россия — ЕС», придумали, как заставить работать на регион доставшийся ему актив. Ранее в «Курумоче» планировали, что вертодром будет обслуживать туристов, приезжающих в правитель­ственный санаторий (речь о «Волжском Утесе», где как раз проходил саммит). Но турпоток может обеспечить лишь разовые рейсы, поэтому не сильно изменит статистику вертолетных перевозок из аэропорта, которая в последние два года колеблется на уровне 100 операций. Так, в 2005 году из «Курумоча» их было выполнено 110, в 2006 году — 102. За 5 месяцев текущего года число вертолетных взлетно­посадочных операций уже достигло 160, но большая часть из них приходится на май, период подготовки и проведения саммита.

Поставить перевозки на поток, полагают в «Курумоче», можно, построив вертолетную сеть. Ее создание обеспечит регулярность полетов, увеличит их частотность и удовлетворит, безусловно, существующий спрос на подобные услуги — прежде всего, в среде мест-ных бизнесменов и представителей властных структур, отмечают в пресс­службе аэропорта. Но здесь все не так просто.

Стартовая площадка

«Курумоч» предлагает связать цепочкой вертолетных перевозок местные аэродромы — специализированных вертодромов, помимо того, что открыт в «Волжском Утесе», в области нет. Первоначальными маршрутными точками инициаторы идеи видят, помимо собственно «Курумоча» и «Волжского Утеса», аэродром малой авиации в Смышляевке и аэродром в Тольятти. Затем предполагается использовать существующие аэродромы госавиации: например, в Сызрани («Троекуровка»), в Самаре («Бобровка», «Кряж»), в Рождествено, Кинель­Черкассах и Безенчуке, а также аэродромы авиации общего назначения в Красном Яре, Сергиевске и других районных центрах. Кроме того, можно построить вертодромы в других райцентрах области, а также на берегу Волги в черте Самары и в селе Ширяево.

Во сколько это обойдется инвесторам, в «Курумоче» пока сказать затрудняются, ссылаясь на то, что сейчас только разрабатывают ТЭО проекта и изучают, в чьей собственности находятся площадки аэродромов. По оценке Олега Пантелеева, руководителя аналитической службы «Авиапорт», ориентирующегося на опыт Подмосковья, создание вертодрома с нуля обойдется примерно в 20 тыс. долларов (это стоимость укладки искусственных покрытий и госрегистрация вертодрома — прим. Ред.).

Объем инвестиций может быть и меньше, если воспользоваться уже существующими площадками, говорит он. Конечно, если создавать стандартные взлетно­посадочные вертолетные площадки, а не оснащенные светосигнальным и новейшим навигационным оборудованием вертодромы, какой по-строен в «Волжском Утесе».

Полеты в партнерстве

Управлять вертодромами «Курумоч» предполагает сам, хотя тут не исключают возможность создания под проект нового юридического лица, вероятно, совместно с партнерами. Пока в под­держку проекта никто из инвесторов не высказывался. В «Курумоче» надеются, что смогут договориться с авиаперевозчиками после создания ТЭО и проекта маршрутной сети.

Предположительно вертолетные перевозки могут осуществлять, в первую очередь, те владеющие вертолетами авиакомпании, которые уже присут-ствуют на самарском авиарынке, отмечают в «Курумоче». В качестве таковых называют ГТК «Россия» (осуществляла вертолетные перевозки из «Курумоча» во время саммита) и «Газпромавиа» (базируется в аэропорту «Смышляевка»). Но Олег Пантелеев говорит, что инвестировать в СП, которое будет заниматься регулярными вертолетными перевозками, рискованно. «Надо разделить бизнес: один — по управлению вертодромами, другой — по пассажирским перевозкам. Первый может быть весьма выгодным — вертодромы могли бы обслуживать как машины авиакомпаний, так и частных лиц. В Подмосковье, например, таких объектов достаточно. А вот второй сомнителен: организация регулярных пассажирских перевозок — сложно решаемая в коммерческом плане задача».

Но в «Курумоче» позиционируют проект как нацеленный на пассажироперевозки. Тем более что частных владельцев вертолетов, которым могли бы понадобиться услуги вертодромов, в области немного. По данным Приволжского управления государственного авиационного надзора, из част-ных компаний в Самарской области эксплуатируют вертолеты только «Газпромавиа» и «Баркол», летающие с аэродрома «Смышляевка». У частных лиц в области вертолетов нет, отмечают в ведомстве.

Подробнее: «Эксперт Волга» № 25 (65)

2 июля — 9 июля 2007

***