Вчера вступила в силу инструкция Центробанка, обязывающая банки раскрывать эффективную ставку по потребительским кредитам в кредитном договоре. Теперь процентная ставка, указанная в договоре, должна включать в себя все комиссии, сборы, в том числе и «скрытые», например за ежемесячное обслуживание кредита.

Таким образом, клиент должен получать точную информацию, во сколько ему обойдутся занятые деньги. Однако у банков остались лазейки, позволяющие зарабатывать дополнительные средства на неведении клиентов.

Пока что требование об обязательном раскрытии эффективной ставки закреплено только в инструкции ЦБ. В перспективе планируется принять соответствующий закон, впрочем, сроки его разработки, возможно, что не в последнюю очередь благодаря недовольному нововведением банковскому лобби, затягиваются.

Клиенты банков зачастую недовольны тем, что при выдаче кредита их вынуждают соглашаться на некоторые не нужные им дорогостоящие услуги. Например, ряд банков заставляет их соглашаться на получение небесплатных кредитных карт либо страхование по завышенным расценкам в аффилированных структурах.

Эксперты полагают, что причин для паники от обязательного раскрытия эффективной ставки нет ни у банков, ни у клиентов. Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова отмечает, что «чем более четко клиенты будут представлять ценность кредита, тем лучше». По ее мнению, интерес к этому виду услуг не пропадет. Банки лишь понесут дополнительные издержки по переоформлению договоров. Но кардинально это ситуацию не изменит.

Весь материал читайте в «Независимой газете».

"Независимая Газета"

*