"Религиозные коммандос" в СССР ("La Stampa")
При изучении архивов КГБ стали известны новые подробности секретной миссии ватиканских иезуитов в СССР, а также ее провала. Это один из самых захватывающих и загадочных эпизодов истории прошлого века – эпопея иезуитов, прошедших подготовку в специальном колледже Russicum, для того, чтобы проникнуть, как настоящие коммандос, только религиозные, в СССР.
Это один из самых захватывающих и загадочных эпизодов истории прошлого века – эпопея иезуитов, прошедших подготовку в специальном колледже Russicum (Руссикум), для того, чтобы проникнуть, как настоящие коммандос, только религиозные, в СССР, дабы заменить епископов и священников, которых уничтожили большевики. Более тридцати человек несколько лет проходили в Риме обучение с этой целью и затем отправились в путь. Живым вернулся лишь один, Пьетро Леони, которому пришлось много лет провести в ГУЛАГе.
Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 году царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 году в России была 1491 действующая церковь и 2194 священника на пять миллионов верующих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь.
Однако в 20-е годы начинаются слабые попытки диалога с Москвой. Папа Пий XI принимает решение о создании «Руссикума», колледжа по подготовке священников, которые должны будут пополнить поредевшие из-за Красного Октября ряды церковных служителей. «Ученики в «Руссикум», – рассказывает историк Ирина Осипова, – изучали русский язык и литературу, византийскую и православную литургию. Кроме того, они изучали основы советской идеологии».
Если бы удалось достичь соглашения между Москвой и Ватиканом, эти священники могли бы работать спокойно. В противном случае (что и произошло) им пришлось бы проникнуть в Россию тайно. «И оказавшись в России, – говорит Осипова, – в случае ареста они знали, что единственное, чем им сможет помочь Ватикан, – это молитвы».
Они были арестованы с поразительной легкостью и осуждены на основе статьи 58 Уголовного кодекса, карающей за «контрреволюционную и антисоветскую деятельность». Святой Престол не мог понять, как эти «элитные солдаты религии» так быстро попали в сети.
Исследования архивов КГБ открывают очень интересный элемент: оказывается, советские власти были очень хорошо информированы о деятельности «Руссикума». Например, были обнаружены имена, даты и поездки, которые должны были бы быть секретными, но вместо этого они были заранее хорошо известны Москве. Протоколы допросов арестованных иезуитов подтверждают это. Как это могло случиться?
Ответ находится в тех же архивах КГБ. Советские спецслужбы, оказывается, следили за «Руссикумом», причем очень эффективно.
«Скорее всего, – говорит Осипова, – на СССР шпионил библиотекарь Конгрегации восточных церквей, по имени Куртна. Куртна был родом из Латвии и вращался в кругах, близких к Ватикану и, в частности, к восточным церквям. Похоже, Александру Куртна нравился риск и он вел двойную игру, информируя как СССР, так и нацистов. В 1942 он был арестован фашистской полицией и провел 14 месяцев в тюрьме.
Освободившись, он обосновался в Риме. Когда прибыли союзники, он снова был арестован. На этот раз ему тоже удалось отделаться. Однако фортуна изменила ему. Говорят, что однажды на улице его затолкали в машину, отвезли в Геную, где посадили на советский корабль, которые повез его туда, откуда не возвращаются, – в сибирские лагеря, туда, где с его помощью оказались и иезуиты из «Руссикума».
«Изучая архивы КГБ, мне удалось отыскать досье на 11 из них, – говорит Осипова. – Двое были расстреляны, двое умерли, остальные семь были отправлены в лагеря. Среди них были люди разных национальностей: поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки, французы, итальянца и даже американцы». Отец Симон Константин вспоминает, что среди учеников колледжа многие были готовы принять муки и что все они были готовы даже умереть».
Выжить удалось лишь Пьетро Леони, который был арестован в Одессе в 1944 году и освобожден спустя десять лет, когда на смену Сталину пришел Хрущев и между Востоком и Западом началась слабая оттепель.
стр No
Это один из самых захватывающих и загадочных эпизодов истории прошлого века – эпопея иезуитов, прошедших подготовку в специальном колледже Russicum (Руссикум), для того, чтобы проникнуть, как настоящие коммандос, только религиозные, в СССР, дабы заменить епископов и священников, которых уничтожили большевики. Более тридцати человек несколько лет проходили в Риме обучение с этой целью и затем отправились в путь. Живым вернулся лишь один, Пьетро Леони, которому пришлось много лет провести в ГУЛАГе.
Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 году царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 году в России была 1491 действующая церковь и 2194 священника на пять миллионов верующих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь.
Однако в 20-е годы начинаются слабые попытки диалога с Москвой. Папа Пий XI принимает решение о создании «Руссикума», колледжа по подготовке священников, которые должны будут пополнить поредевшие из-за Красного Октября ряды церковных служителей. «Ученики в «Руссикум», – рассказывает историк Ирина Осипова, – изучали русский язык и литературу, византийскую и православную литургию. Кроме того, они изучали основы советской идеологии».
Если бы удалось достичь соглашения между Москвой и Ватиканом, эти священники могли бы работать спокойно. В противном случае (что и произошло) им пришлось бы проникнуть в Россию тайно. «И оказавшись в России, – говорит Осипова, – в случае ареста они знали, что единственное, чем им сможет помочь Ватикан, – это молитвы».
Они были арестованы с поразительной легкостью и осуждены на основе статьи 58 Уголовного кодекса, карающей за «контрреволюционную и антисоветскую деятельность». Святой Престол не мог понять, как эти «элитные солдаты религии» так быстро попали в сети.
Исследования архивов КГБ открывают очень интересный элемент: оказывается, советские власти были очень хорошо информированы о деятельности «Руссикума». Например, были обнаружены имена, даты и поездки, которые должны были бы быть секретными, но вместо этого они были заранее хорошо известны Москве. Протоколы допросов арестованных иезуитов подтверждают это. Как это могло случиться?
Ответ находится в тех же архивах КГБ. Советские спецслужбы, оказывается, следили за «Руссикумом», причем очень эффективно.
«Скорее всего, – говорит Осипова, – на СССР шпионил библиотекарь Конгрегации восточных церквей, по имени Куртна. Куртна был родом из Латвии и вращался в кругах, близких к Ватикану и, в частности, к восточным церквям. Похоже, Александру Куртна нравился риск и он вел двойную игру, информируя как СССР, так и нацистов. В 1942 он был арестован фашистской полицией и провел 14 месяцев в тюрьме.
Освободившись, он обосновался в Риме. Когда прибыли союзники, он снова был арестован. На этот раз ему тоже удалось отделаться. Однако фортуна изменила ему. Говорят, что однажды на улице его затолкали в машину, отвезли в Геную, где посадили на советский корабль, которые повез его туда, откуда не возвращаются, – в сибирские лагеря, туда, где с его помощью оказались и иезуиты из «Руссикума».
«Изучая архивы КГБ, мне удалось отыскать досье на 11 из них, – говорит Осипова. – Двое были расстреляны, двое умерли, остальные семь были отправлены в лагеря. Среди них были люди разных национальностей: поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки, французы, итальянца и даже американцы». Отец Симон Константин вспоминает, что среди учеников колледжа многие были готовы принять муки и что все они были готовы даже умереть».
Выжить удалось лишь Пьетро Леони, который был арестован в Одессе в 1944 году и освобожден спустя десять лет, когда на смену Сталину пришел Хрущев и между Востоком и Западом началась слабая оттепель.
Это один из самых захватывающих и загадочных эпизодов истории прошлого века – эпопея иезуитов, прошедших подготовку в специальном колледже Russicum (Руссикум), для того, чтобы проникнуть, как настоящие коммандос, только религиозные, в СССР, дабы заменить епископов и священников, которых уничтожили большевики. Более тридцати человек несколько лет проходили в Риме обучение с этой целью и затем отправились в путь. Живым вернулся лишь один, Пьетро Леони, которому пришлось много лет провести в ГУЛАГе.
Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 году царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 году в России была 1491 действующая церковь и 2194 священника на пять миллионов верующих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь.
Однако в 20-е годы начинаются слабые попытки диалога с Москвой. Папа Пий XI принимает решение о создании «Руссикума», колледжа по подготовке священников, которые должны будут пополнить поредевшие из-за Красного Октября ряды церковных служителей. «Ученики в «Руссикум», – рассказывает историк Ирина Осипова, – изучали русский язык и литературу, византийскую и православную литургию. Кроме того, они изучали основы советской идеологии».
Если бы удалось достичь соглашения между Москвой и Ватиканом, эти священники могли бы работать спокойно. В противном случае (что и произошло) им пришлось бы проникнуть в Россию тайно. «И оказавшись в России, – говорит Осипова, – в случае ареста они знали, что единственное, чем им сможет помочь Ватикан, – это молитвы».
Они были арестованы с поразительной легкостью и осуждены на основе статьи 58 Уголовного кодекса, карающей за «контрреволюционную и антисоветскую деятельность». Святой Престол не мог понять, как эти «элитные солдаты религии» так быстро попали в сети.
Исследования архивов КГБ открывают очень интересный элемент: оказывается, советские власти были очень хорошо информированы о деятельности «Руссикума». Например, были обнаружены имена, даты и поездки, которые должны были бы быть секретными, но вместо этого они были заранее хорошо известны Москве. Протоколы допросов арестованных иезуитов подтверждают это. Как это могло случиться?
Ответ находится в тех же архивах КГБ. Советские спецслужбы, оказывается, следили за «Руссикумом», причем очень эффективно.
«Скорее всего, – говорит Осипова, – на СССР шпионил библиотекарь Конгрегации восточных церквей, по имени Куртна. Куртна был родом из Латвии и вращался в кругах, близких к Ватикану и, в частности, к восточным церквям. Похоже, Александру Куртна нравился риск и он вел двойную игру, информируя как СССР, так и нацистов. В 1942 он был арестован фашистской полицией и провел 14 месяцев в тюрьме.
Освободившись, он обосновался в Риме. Когда прибыли союзники, он снова был арестован. На этот раз ему тоже удалось отделаться. Однако фортуна изменила ему. Говорят, что однажды на улице его затолкали в машину, отвезли в Геную, где посадили на советский корабль, которые повез его туда, откуда не возвращаются, – в сибирские лагеря, туда, где с его помощью оказались и иезуиты из «Руссикума».
«Изучая архивы КГБ, мне удалось отыскать досье на 11 из них, – говорит Осипова. – Двое были расстреляны, двое умерли, остальные семь были отправлены в лагеря. Среди них были люди разных национальностей: поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки, французы, итальянца и даже американцы». Отец Симон Константин вспоминает, что среди учеников колледжа многие были готовы принять муки и что все они были готовы даже умереть».
Выжить удалось лишь Пьетро Леони, который был арестован в Одессе в 1944 году и освобожден спустя десять лет, когда на смену Сталину пришел Хрущев и между Востоком и Западом началась слабая оттепель.
Это один из самых захватывающих и загадочных эпизодов истории прошлого века – эпопея иезуитов, прошедших подготовку в специальном колледже Russicum (Руссикум), для того, чтобы проникнуть, как настоящие коммандос, только религиозные, в СССР, дабы заменить епископов и священников, которых уничтожили большевики. Более тридцати человек несколько лет проходили в Риме обучение с этой целью и затем отправились в путь. Живым вернулся лишь один, Пьетро Леони, которому пришлось много лет провести в ГУЛАГе.
Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 году царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 году в России была 1491 действующая церковь и 2194 священника на пять миллионов верующих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь.
Однако в 20-е годы начинаются слабые попытки диалога с Москвой. Папа Пий XI принимает решение о создании «Руссикума», колледжа по подготовке священников, которые должны будут пополнить поредевшие из-за Красного Октября ряды церковных служителей. «Ученики в «Руссикум», – рассказывает историк Ирина Осипова, – изучали русский язык и литературу, византийскую и православную литургию. Кроме того, они изучали основы советской идеологии».
Если бы удалось достичь соглашения между Москвой и Ватиканом, эти священники могли бы работать спокойно. В противном случае (что и произошло) им пришлось бы проникнуть в Россию тайно. «И оказавшись в России, – говорит Осипова, – в случае ареста они знали, что единственное, чем им сможет помочь Ватикан, – это молитвы».
Они были арестованы с поразительной легкостью и осуждены на основе статьи 58 Уголовного кодекса, карающей за «контрреволюционную и антисоветскую деятельность». Святой Престол не мог понять, как эти «элитные солдаты религии» так быстро попали в сети.
Исследования архивов КГБ открывают очень интересный элемент: оказывается, советские власти были очень хорошо информированы о деятельности «Руссикума». Например, были обнаружены имена, даты и поездки, которые должны были бы быть секретными, но вместо этого они были заранее хорошо известны Москве. Протоколы допросов арестованных иезуитов подтверждают это. Как это могло случиться?
Ответ находится в тех же архивах КГБ. Советские спецслужбы, оказывается, следили за «Руссикумом», причем очень эффективно.
«Скорее всего, – говорит Осипова, – на СССР шпионил библиотекарь Конгрегации восточных церквей, по имени Куртна. Куртна был родом из Латвии и вращался в кругах, близких к Ватикану и, в частности, к восточным церквям. Похоже, Александру Куртна нравился риск и он вел двойную игру, информируя как СССР, так и нацистов. В 1942 он был арестован фашистской полицией и провел 14 месяцев в тюрьме.
Освободившись, он обосновался в Риме. Когда прибыли союзники, он снова был арестован. На этот раз ему тоже удалось отделаться. Однако фортуна изменила ему. Говорят, что однажды на улице его затолкали в машину, отвезли в Геную, где посадили на советский корабль, которые повез его туда, откуда не возвращаются, – в сибирские лагеря, туда, где с его помощью оказались и иезуиты из «Руссикума».
«Изучая архивы КГБ, мне удалось отыскать досье на 11 из них, – говорит Осипова. – Двое были расстреляны, двое умерли, остальные семь были отправлены в лагеря. Среди них были люди разных национальностей: поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки, французы, итальянца и даже американцы». Отец Симон Константин вспоминает, что среди учеников колледжа многие были готовы принять муки и что все они были готовы даже умереть».
Выжить удалось лишь Пьетро Леони, который был арестован в Одессе в 1944 году и освобожден спустя десять лет, когда на смену Сталину пришел Хрущев и между Востоком и Западом началась слабая оттепель.
La Stampa Марко Тозатти
11:18 07 апреля
Переведено 07 апреля 2004
InoPressa.ru
*