Разговоры о том, что дельфины благоприятно влияют на людей, ведутся во всем мире уже давно. Впрочем, точных доказательств того, что морское млекопитающее способно оказывать еще и «медицинские услуги», пока было недостаточно.

Корреспондент «Новых Известий» побывал в одном из крупнейших научных центров по изучению взаимосвязи дельфинов и людей на севере Швеции и попытался разузнать, какое отношение дискуссии имеют к реальной жизни.

В одном из медицинских центров Перу беременным женщинам рекомендуют курс плавания с дельфинами. «Высокочастотные сигналы, испускаемые дельфинами, положительно влияют как на мать, так и на ребенка. Мозг еще не рожденного ребенка регистрирует «музыку дельфинов», и активнее развивается», – уверяет руководитель центра Элизабет Ялан. В Германии общение с дельфинам прописывают людям, пережившим тяжелые стрессы. В Великобритании в одной из клиник пациентам с психическими расстройствами предлагают прослушивать «дельфиньи концерты» – записи звуков, издаваемых этими млекопитающими.

Подобных примеров привлечения дельфинов для лечения людей много по всему миру. Позитивный опыт работы дельфиньих сонаров налицо, но ученые пока только гадают, каким образом они восстанавливают здоровье пациентов.

Самая смелая теория заключается в том, что дельфины выступают в роли своеобразных настройщиков человеческого организма, заставляя его «правильно звучать». Известно, что каждый орган, и даже клетка, излучают волны определенной частоты. Дельфины, издающие звуки в необычайно широком спектре частот, от одной до 80 тыс. мегагерц (человеческое ухо улавливает от одной до 20 тыс. мегагерц), позитивно встряхивают организм, возвращая все его «инструменты» к слаженному звучанию.

«Дельфины – в некотором смысле существа более высокого порядка, чем человек», – считает известный исследователь этих млекопитающих Боб Дрэтч. «Их мозг устроен таким образом, что там возникают трехмерные голографические слепки предметов, которые они исследуют своими сонарами. Вполне возможно, что они видят нас насквозь – систему кровообращения, скелет, внутренние органы. Ведь им не стоит труда «увидеть» рыбу, погребенную под полуметровым слоем донного песка».

Корреспонденту «НИ» удалось побывать на одном из сеансов связи дельфин–человек в дельфинарии парка дикой природы Колморден возле шведского города Линчепсинг с использованием техники, не имеющей мировых аналогов.

«Известно, у дельфина из всех животных самый большой объем мозга в отношении к массе тела», – ввел новичка в курс дела руководитель опытов, начальник научного центра парка Колморден Матс Амундин. «Проблема, однако, заключается в том, что до этого мозга человеку достучаться куда труднее, чем до менее организованного серого вещества той же собаки. У собак примерно также устроена лицевая мускулатура, как и у человека. Нам легко видеть, что чувствует животное, какие эмоции его обуревают. С дельфином сложнее – там всегда застывшая улыбающаяся маска. Наши тренеры говорят, что читают у них по глазам, но это ненадежный способ контакта».

Сегодня очевидно, что для общения с дельфинами нужно создавать принципиально новый язык. «Мы находимся лишь на начальной стадии, но даже сейчас можно утверждать: дельфины куда умнее собак», – говорит «НИ» Матс Амундин. «Они быстро схватывают, легко запоминают, планируют будущее и высказывают свои пожелания. Но для того, чтобы понимать друг друга, и люди, и дельфины должны выучить общий язык».

На прозрачную стенку бассейна, где резвятся дюжина дельфинов-бутылконосов, прикрепляется плексигласовая панель размером в квадратный метр, на которой теснятся 64 гидрофона, улавливающих посланные на них дельфиньи сигналы. Гидрофоны соединены с компьютером, снабженным специальной программой. Хлопок по воде металлической гирькой служит сигналом к началу урока.

Дельфины подплывают к панели и принимаются бомбардировать ее своими «цоканьями». Впрочем, это лишь ничтожная часть звуков, которые улавливает человеческое ухо. Весь спектр разговора доступен лишь гидрофонам. На экране компьютера появляются цветовые сполохи – прототип дельфино-человеческого словаря. Компьютерная программа месяцами анализирует звуки, издаваемые дельфинами в различных ситуациях («хочу есть», «устал», «кто это там новенький»?) Обратная связь идет тем же способом: надо набрать цветовую комбинацию, пропустить ее через компьютер – и гидрофоны издают свои слышные и неслышные «чмоки» и «клики». Вы заговорили по-дельфиньи.

Остается надеяться, что если дельфины и люди «заговорят» друг с другом, для человечества откроются невероятные возможности. «Я даже не хочу фантазировать на этот счет. Сфер применения – сотни и сотни», – подытожил Матс Амундин.

Врачи, занимающиеся дельфиньей терапией, следят за ходом экспериментов в Колмордене с особым нетерпением. Ведь если очевидного положительного лечащего эффекта можно достичь уже сейчас, используя дельфинов с их сонарами для лечения больного организма, то до каких высот поднимется медицина, получи она в пользование существующее в Швеции оборудование, способное понимать, чего именно хотят от обитателя глубин врачи и пациенты.

"Новые Известия"

*