Стиральные порошки могут исчезнуть с российских прилавков
Если производители парфюмерии и косметики с их выводом из-под действия закона о контроле спиртосодержащей продукции могут вздохнуть с облегчением, то представители сегмента бытовой химии прогнозируют дефицит и рост цен на свои товары в России после 1 июля.
«Очевидно, будет наблюдаться дефицит синтетических моющих средств и, возможно, если вопрос не будет решен, торговля уйдет в серый оборот, продукция будет некачественной, либо подорожает», — сказал в четверг на пресс-конференции в РИА Новости директор юридического департамента торговой сети «Градиент» Илья Дмитриев.
С 1 июля в России истекает отсрочка исполнения закона для всех участников торговли спиртосодержащей продукцией. В среду правительство приняло постановление, выводящее из-под действия закона о госрегулировании оборота и производства спиртосодержащей продукции косметику и парфюмерию. Однако производителям бытовой химии с 1 июля необходимо иметь на производстве оборудование ЕГАИС и лицензию на производство. На них постановление не распространяется.
Малые и средние предприятия, производящие бытовую химию, по словам Дмитриева, не имеют средств для выполнения требований закона. «Крупные же компании, освобожденные от ЕГАИС как производители парфюмерной и косметической продукции, рассматривают вопрос о выведении сегмента бытовой химии из своей деятельности», — уточнил он.
Он добавил, что крупные торговцы бытовой химией не видят смысла тратиться на ЕГАИС: им проще отказаться от части продукции. Кроме того, в регионах, которые обычно обслуживаются мелкими компаниями, просто некому торговать из-за новых требований.
Как со своей стороны отметил президент Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Виктор Крамаренко, из продажи, помимо стиральных порошков, могут исчезнуть средства для борьбы с тараканами, другими насекомыми, жидкости для чистки стекол в доме, средства для автомобильных омывателей стекол.
Он предлагает законодателям ввести ценовой критерий, чтобы продукция определенной стоимости не подвергалась такому жесткому регулированию. «Все, что дороже дешевой водки, нет стимула употреблять, а также производить тем, кто маскируется под эту продукцию», — пояснил эксперт.
Сходного мнения придерживается и зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев. «Мы не смогли убедить правительство в необходимости принятия ценового критерия. Однако я надеюсь, что он будет взят за основу для отсеивания продукции, не попадающей под действие закона», — сказал депутат.
Он отметил, что послабления не касаются и не будут касаться производителей котнрафактной продукции, а также бытовых жидкостей так называемого «двойного назначения», например, средств для ванн, 80% которых составляет этиловый спирт.
Представители парфюмерно-косметической отрасли с удовлетворением отметили, что постановление правительства позволит избежать дефицита духов и косметики на российском рынке после 1 июля. Оборот отрасли в текущем году, по прогнозам, составит 8 миллиарда долларов против 7,2-7,5 миллиарда долларов в прошлом.
***