К 2030 году Россия обгонит большинство стран Европы по уровню потребления домашних хозяйств и ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Такой прогноз от имени Российской академии наук (РАН) в среду представили ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП).

Академик Ивантер обещает стране светлое будущее. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

По словам директора ИНП Виктора Ивантера, академический сценарий гораздо оптимистичнее правительственных вариантов развития, которые будут в ближайшее время рассматриваться правительством. «Если Минэкономразвития ожидает роста душевого ВВП до 30 тысяч долларов, то, по нашим расчетам, этот показатель может увеличиться до 35 тысяч», – заявил академик Ивантер.

Как известно, в настоящее время душевой ВВП по паритету покупательной способности составляет около 10 тыс. долл. По словам министра финансов Алексея Кудрина, Россия в этом году вышла на уровень 1990 года по величине ВВП, пересчитанному с поправкой на заниженный курс рубля. Между тем академики оценивают этот «успех» более критично. «Выход на уровень 1990 года – это в лучшем случае повторение результата шестнадцатилетней давности, однако остальной мир все эти 16 лет не стоял на месте и отставание России от других стран увеличилось за это время почти на 60%», – говорит академик Ивантер. При этом «компенсировать потери в производстве, образовавшиеся в начальный период рыночных реформ», по словам академика, Россия в лучшем случае сможет только к 2020 году.

Долгосрочные сценарии развития страны до 2020 года по поручению президента Путина должны быть утверждены правительством уже в этом году. В начале июня на Петербургском экономическом форуме директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Андрей Клепач представил три сценария развития России до 2020 года. Вчера же результаты своих расчетов представили и академики.

По словам Ивантера, принципиальных отличий правительственных и академических сценариев искать не стоит, поскольку ученые регулярно делятся с МЭРТом своими результатами, а многие чиновники этого ведомства – такие, как Андрей Клепач и замглавы МЭРТа Андрей Белоусов, – долгое время работали в ИНП. Тем не менее различия между расчетами МЭРТа и ИНП очевидны. Если МЭРТ прогнозирует в самом оптимистическом (инновационном) сценарии средний темп прироста ВВП в 6,5% в год, то у академиков он составляет 8,1% также для самого оптимистического (инвестиционного) сценария.

Еще более разительные отличия у представителей РАН и МЭРТа в сценариях развития ТЭКа к 2020 году. По расчетам академиков, добыча нефти в России достигает 485 млн. тонн при экспорте в 275 млн. Соответственно добыча газа – 800 млрд. кубометров при экспорте в 242 млрд. Выработка электроэнергии в 2020 году составляет 2075 млрд. кВт-ч. В оптимистическом варианте МЭРТа на 2020 год записаны совсем другие цифры: добыча нефти – 530 млн. тонн при экспорте 270 млн. Добыча газа 900 млрд. кубов при экспорте 332 млрд. Наконец, выработка электроэнергии к 2020 году значительно ниже, чем у ИНП, – всего около 1682 млрд. кВт-ч.

Разобраться в причине различий правительственных и академических прогнозов трудно даже специалисту. Дело в том, что МЭРТ не публикует всю «кухню» своих расчетов, и поэтому проверить или даже воспроизвести калькуляцию Минэкономразвития практически невозможно. У академиков – другая картина. «Все исходные данные и методики расчетов мы публикуем, и поэтому каждая наша цифра может быть проверена любым желающим», – говорит замдиректора ИНП Марат Узяков. Небольшие отличия есть и в методиках. Если при расчете вклада высокотехнологических отраслей академики опираются на показатели инвестиционного спроса, то МЭРТ опирается на более произвольные оценки развития человеческого капитала и системы образования.

Впрочем, гарантий реализации своих сценариев ни академики, ни правительство не дают. Чтобы выйти на потенциально достижимые темпы роста, правительству нужно преодолеть ряд препятствий, в частности обеспечить работу банковской системы. «Пока же рефинансирование нашей экономики идет не через российские банки, а через заграницу, куда правительство вывозит деньги, а бизнес снова их ввозит, но уже в виде займов иностранных банков», – говорит академик Ивантер.

Еще одно препятствие на пути к изобилию 2030 года – это дефицит электроэнергии. «Трудно представить, как на базе монопольно-криминального топливного рынка можно построить свободный рынок в электроэнергетике, без чего нехватка энергии и дополнительные препятствия для экономики практически гарантированы», – предупреждает академик. «Правительству сегодня уже ничего нельзя подсказать, поскольку все министры говорят правильные слова», однако возможность реализации правительственных планов вызывает большие сомнения. «Похоже, правительство еще не сделало окончательного выбора между сырьевой и инновационной моделью, и поэтому многие заявления властей просто дезориентируют бизнес», – считает Марат Узяков.

"Независимая Газета"

***