Классовый стимул. Лучшие учителя школ смогут удвоить заработки
Родители российских школьников смогут влиять на размер жалованья учителей, а педагоги наконец-то получат шанс существенно увеличить свой доход. С 1 сентября 2006 года в 21 регионе страны в экспериментальном режиме начинается внедрение отраслевой оплаты труда для работников сферы среднего образования.
Об этом заявил вчера на пресс-конференции член Общественной палаты, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, заверивший, что нововведение способно увеличить реальные доходы учителей в 2—2,5 раза. Но повышение на сей раз будет далеко не массовым, как во время традиционных индексаций зарплат бюджетников, а адресным. «Новая оплата труда будет поставлена в зависимость от качества работы», — подчеркнул г-н Адамский, подчеркнув, что ставить «оценки» самим педагогам предстоит школьным советам, в которые входят в том числе и родители учеников.
Отраслевая система предполагает четкое разделение учительской зарплаты на две части: базовую и стимулирующую. И даже базовая часть будет существенно отличаться от ставок Единой тарифной сетки, хотя, как и в случае с ЕТС, будет учитываться квалификация и стаж учителя. Но в нее будет включена оплата за все виды нагрузок педагога, а не только количество проведенных им уроков. «Необходимо оплачивать преподавателю все виды его деятельности, причем в базовой части заработной платы, — считает г-н Адамский. — По сегодняшней тарифной сетке учитель получает только за уроки, львиная доля его работы остается в стороне».
Однако гораздо большие надежды представители педагогической общественности и чиновники Минобрнауки возлагают на стимулирующую часть. На поощрение профессиональной деятельности в регионах будет направляться от 10 до 30% фонда оплаты труда в образовательной сфере, а распределяться эти деньги будут с учетом мнений школьных советов. Размер стимулирующей надбавки учителя будет зависеть от достижений его учеников — как в школе, так и на региональных или всероссийских олимпиадах и от их участия в общественно полезной деятельности. Каждый регион вправе определять самостоятельно, какой из этих показателей является более важным, и, соответственно, присваивать ему определенный коэффициент.
На первых порах в эксперименте будут участвовать регионы, победившие в конкурсном отборе на получение государственных субсидий, стимулирующих комплексную модернизацию системы образования. Это, в частности, Астраханская, Белгородская и Ивановская области, Краснодарский и Красноярский края, Бурятия, Мордовия, Якутия и т.д. Министр образования Астраханской области Виталий Гутман рассчитывает, что в его регионе благодаря переходу на отраслевую систему оплаты труда заработки сильных педагогов вырастут в среднем с нынешних 7 тыс. руб. до 15 тыс. «Однако назвать сейчас точные цифры невозможно. Уточнить их смогут только потребители образовательных услуг в каждой конкретной школе, а точнее — их родители», — заявил г-н Гутман. Причем, по его словам, держать уровень педагоги будут вынуждены постоянно — зарплата будет пересматриваться и утверждаться дважды в год.
Но у отраслевой системы оплаты труда, переход на которую так давно обещают педагогам, на сегодняшний день остаются две серьезные нерешенные проблемы. Первая — незрелость тех самых школьных советов, от которых будет зависеть размер учительского заработка. В большинстве случаев сегодня это весьма формальные общественные органы, единогласно утверждающие предложения директора. И потому Виталий Гутман признал: «Мы не застрахованы от вкусовщины и сведения счетов при определении качества работы учителя». Вторая проблема — несовершенство существующей нормативной базы. Так, например, включению в базовую часть оплаты труда педагогов внеклассной деятельности препятствует одно из постановлений правительства, предписывающее ориентироваться исключительно на почасовую нагрузку.
*