В доме на Даунинг-стрит, 10 появился новый хозяин — Гордон Браун. Название «Даунинг-стрит» известно всему миру, как «Кремль» или «Белый дом». А откуда оно взялось? Улица, а вернее короткий узенький переулок между Уайтхоллом и Сент-Джеймсским парком, носит имя исторического лица. Джордж Даунинг — личность примечательная. Знаменитый дипломат и шпион, он был истинным сыном авантюрного и не слишком щепетильного XVII века.

Когда Даунингу было 15 лет, его родители переехали в Новый Свет, куда их пригласил первый губернатор Массачусетса Джон Уинтроп. Он закончил в первом выпуске только что основанный Гарвардский университет, но счел далекие и малолюдные колонии недостойным его полем деятельности.

В 22 года молодой честолюбец вернулся на родину и сразу ринулся в политику, примкнув к Кромвелю, и после победы пуритан получил должность посла в Нидерландах.

Гаага тогда была, по сути, единственным союзником Лондона. Две страны объединяли антимонархические настроения и ревностная приверженность протестантской религии.

Сына казненного короля Карла I, жившего в Брюсселе, правительство Кромвеля считало преступником, поскольку он не признавал новую власть и заявлял о своих правах на престол.

Однажды Карл II тайно приехал в Голландию, чтобы увидеться со своей сестрой, бывшей замужем за принцем Оранским.

Интерьеры резиденции создал архитектор Уильям Кент

Даунинг узнал об этом через своих агентов, доложил Кромвелю, провел с голландским правительством секретные переговоры о выдаче изгнанника, а потом, переодевшись и приклеив фальшивую бороду, явился в гостиницу, где под чужим именем остановился Карл, и предупредил его об аресте.

Не удивительно, что после Реставрации он сохранил свой пост в Гааге, где продолжил заниматься делами, весьма далекими от чистой дипломатии.

Английский писатель Сэмюэль Пипс в молодости служил у Даунинга секретарем. Однажды под настроение шеф рассказал, как его люди «умудрились выкрасть ключи из кармана Де Витта [премьер-министра Нидерландов], пока тот спокойно спал, открыли кабинет, изъяли документы, а через час вернули бумаги на место и положили ключи обратно в карман Де Витта».

На упреки в ренегатстве Даунинг неизменно отвечал, что набрался республиканских идей в Америке, а повзрослев, понял, насколько сильно заблуждался.

Характерно, что в Лондоне это объяснение всеми принималось как должное.

Как указывает в связи с этим британский историк и журналист Генри Мортон, республиканские идеи и стремление к независимости распространились в колониях задолго до «бостонского чаепития».

Английские короли от Генриха VIII до Якова II жили во дворце Уайтхолл, который был уничтожен сильным пожаром в 1693 году. До наших дней сохранился только Банкетный зал с великолепной потолочной росписью Рубенса, где Карл I провел последние часы перед казнью.

Уайтхолл не был грандиозным зданием наподобие Лувра или Зимнего. Он представлял из себя целый район, застроенный домами разного назначения, с узкими улочками и многочисленными садами, простиравшийся от Темзы до нынешнего Букингемского дворца, и от здания парламента до Черинг-Кросс. Пересекающей его прямой широкой улицы, которая собственно зовется сегодня Уайтхоллом, тогда еще не было.

Уайтхолл являлся собственностью короны, но монархи, начиная с Елизаветы I, в качестве особой милости сдавали особняки в привилегированном квартале вельможам и фаворитам, или жаловали им участки земли для постройки собственных домов.

Именно такой награды вместе с титулом баронета удостоил Даунинга Карл II, когда тот, наконец, вернулся в Англию.

Дом Даунинга уже после его смерти сгорел вместе со всем Уайтхоллом, а название закрепилось.

В результате имя непотопляемого хитреца сделалось символом британской политики.

Сэр Роберт Уолпол — первый обитатель дома на Даунинг-стрит, 10

При Тюдорах и Стюартах в Уайтхолле находились и личные покои короля, и административные и судебные учреждения. Вильгельм Оранский, в соответствии с духом ограниченной монархии, отделил двор от государственного аппарата. Он поселился в Кенсингтонском дворце, а выгоревший Уайтхолл стал застраиваться правительственными зданиями.

Нынешний дом на Даунинг-стрит, 10 был построен в 1730-1735 годах архитектором Уильямом Кентом специально как резиденция премьер-министра. Его первым обитателем стал сэр Роберт Уолпол. Он был также первым британским премьером в современном понимании этого слова, то есть главой кабинета, опирающегося на парламентское большинство.

Уолполу принадлежит и рекорд пребывания на этом посту, который вряд ли кем-либо когда-либо будет побит — 22 года!

Король Георг II хотел подарить ему здание в собственность, но сэр Роберт отказался.

Благодаря его скромности дом на Даунинг-стрит, 10 стал резиденцией всех последующих британских премьеров вплоть до Гордона Брауна.

среда, 27 июня 2007 г., 16:00 GMT 20:00 MCK

Би-би-си

***