Правительство приняло новые правила ОСАГО, согласно которым, чтобы купить полис автогражданки, автомобилисту придется рассказать обо всех своих ДТП за прошедший год, а также об авариях водителей, допущенных к управлению его машиной.

Согласно изменениям правил обязательного страхования владельцев транспортных средств, принятых правительством, таблица сведений владельца транспортного средства дополнена графой «страховые случаи». Теперь, чтобы заключить договор по ОСАГО, автомобилист должен сообщить не только свое имя, дату рождения и рассказать о водительском стаже, он должен сообщить обо всех своих ДТП за предыдущий период действия договора (чаще всего полис ОСАГО оформляется на год). Более того, страхователь должен рассказать и обо всех авариях, в которые попадали другие водители, допущенные к управлению его машиной. Вдобавок графа «Страховые случаи» делится на урегулированные и неурегулированные, также требуется указать, были произведены по ним выплаты или еще нет.

Эти изменения страховщики протолкнули, чтобы лучше обезопасить себя от страховых мошенников. Поскольку Российский союз автостраховщиков уже несколько лет никак не может разработать единую базу страхователей, в которой будут фиксироваться все аварии, любой автомобилист, попав в ДТП по ОСАГО, может избежать повышения тарифа, просто перейдя в другую страховую компанию. Хотя при заключении договора по автогражданке водителя и раньше спрашивали, положен ли ему повышающий коэффициент, теперь он обязан будет подробно рассказать свою страховую историю.

Причем, согласно изменениям в правилах, принятым в августе 2006 года, если водитель откажется рассказывать об авариях, это будет поводом отказать в заключении договора. А если он забудет какие-то детали, например не укажет, был урегулирован страховой случай или нет, а страхователь это обнаружит, это может стать поводом для отказа в выплате или для расторжения договора.

Тут пострадает не сам скрывший аварийное прошлое водитель, а потерпевший в новой аварии. Именно ему откажут в выплате в страховой компании по причине недобросовестности обидчика.

По словам самих страховщиков, водители очень часто отказываются признаваться в совершенных ДТП. Заместитель председателя правления страховой компании НСГ Алексей Кириенко заявил, что страховщики регулярно терпят убытки из-за недобросовестных автомобилистов.

«Специальные исследования о том, сколько теряют страховщики от заниженных коэффициентов, не проводилось, но, по нашим данным, порядка 20–30% водителей обманывают страховые компании как при заключении договоров, так и выбивая страховые выплаты», – пояснил Кириенко.

По словам страховщика, поймать автомобилистов, которые сообщают в страховую компанию заведомо ложные сведения, очень тяжело. «Официально раскрытые случаи составляют от 1 до 1,5% от общего числа застраховавшихся водителей», – пожаловался он.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что российских автомобилистов несправедливо заставлять раскрывать свою страховую историю. «В нашей стране льготы за безаварийную езду гораздо меньше, чем повышающие коэффициенты для водителей, ставших виновниками аварий. В случае если водитель не попадает в аварию, он получает лишь 5% скидки в год, зато за одно ДТП сумма страхового взноса увеличивается на 20%, – заявил Янин. – Такого сильного перекоса нет ни в одной стране Европы. Поэтому все меры, направленные на раскрытие страховой истории, предпринимаются явно не в интересах автомобилистов». Янин считает, что и без мутировавшего на российской территории «бонуса-малуса» у страховщиков достаточно инструментов, чтобы нажиться на автовладельцах. «Благодаря фиксированному завышенному тарифу на этом рынке нет конкуренции, хотя независимые исследования показывают, что на свободном рынке водители за ОСАГО могли бы платить на 30% меньше. У страховщиков для этого резервы есть», – пояснил он.

www.autosphere.ru

***