Юбилейный, XV Международный фестиваль актеров кино «Созвездие» по срокам совпал с Московским международным кинофестивалем. Конечно, организаторы «Созвездия» могли бы поменять время проведения, но многие российские актеры, несмотря на московскую феерию, отдали предпочтение именно своему фестивалю, учрежденному Гильдией актеров кино России в 1989 году. Тем более что, чего греха таить, российских актеров в большом количестве встретить на ММКФ сложно. Не ходят. Или не зовут. Как выразился президент «Созвездия» народный артист России Александр Голобородько, «У них своя тусовка, у нас – своя».

Алексей Булдаков вместе с другими артистами сделал выбор в пользу не пафосного фестиваля.

Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ

Фестиваль «Созвездие» изначально отличался от ММКФ. «Когда Жариков с компанией делал первый фестиваль (актер Евгений Жариков стоял у истоков создания Гильдии актеров кино России и фестиваля «Созвездие». – «НИ»), они хотели освободиться от некоего официального понятия о фестивалях, – рассказал «НИ» Александр Голобородько. – И он, с моей точки зрения, был совершенно замечательно придуман как актерский фестиваль. Потому что наша страна создавала режиссерское кино, где актер, в общем, был такой пешкой – «принеси, подай, пошел вон». В 90-е годы фестиваль выполнял место клуба, где артисты могли собираться, поесть, выпить, поговорить. И сегодня было бы жалко потерять единственный в мире актерский фестиваль, где работает актерское жюри.

В этом году Владимир Зельдин председательствовал номинально, поскольку по состоянию здоровья не смог приехать в Тверь. За него работали коллеги – Людмила Чурсина, Иван Мацкевич, Юозас Будрайтис, Елена Цыплакова, Алексей Панин. На их суд было представлено 11 конкурсных фильмов. Фаворитами же фестиваля стали, по сути, две картины, получившие по три приза. Это «Отец» Ивана Соловова и «Граффити» Игоря Апасяна. В «Отце» были отмечены актерские работы Светланы Ивановой (лучшая эпизодическая женская роль), Романа Мадянова (лучшая эпизодическая мужская роль) и Алексея Гуськова (лучшая мужская роль). В «Граффити» – Ларисы Гузеевой (лучшая женская роль второго плана), Виктора Перевалова (лучшая мужская роль второго плана) и Сергея Потапова (лучший дебют). Кстати, удивительно участие в «эпизодической» номинации Виктории Толстогановой (фильм «Королев»), все-таки ее работа в этой картине больше подходит категории «женская роль второго плана». Впрочем, с подобными номинациями вечно происходит путаница на различных кинофестивалях и кинопремиях. А вручающие призы в этой категории практически всегда традиционно шутят, что женщины не могут быть на вторых ролях.

Лучшей актрисой нынешнего «Созвездия» была признана Алена Бабенко за картину Веры Глаголевой «Чертово колесо».

Также на церемонии закрытия фестиваля был отмечен Аристарх Ливанов, ему вручили приз «За мастерство и достоинство в профессии». А Юрий Назаров был награжден «За беззаветную преданность фестивалю «Созвездие». Актер действительно является ветераном этого кинофорума, на самом первом «Созвездии» в 1989 году он получил приз «за лучшую мужскую роль», которую сыграл в легендарной картине «Маленькая Вера».

В целом кинофестиваль навевает ностальгические чувства, потому что в его программу помимо основного конкурса были включены и ностальгические творческие вечера, и концерт «Поют актеры кино». И тверские зрители, достаточно избалованные вниманием столичных знаменитостей, принимали эти актерские подарки благосклонно. Конечно, как признают те, кто посещал «Созвездие» раньше, сейчас уже нет такого безумного зрительского ажиотажа, как в конце 80-х, когда зрители буквально штурмом брали гостиницу, где проживали кумиры. И тем не менее, как считает Александр Голобородько, свои цели и задачи прошедший фестиваль выполнил. Потому что доказал, что к актерам у нас все-таки продолжают относиться по-особому и что магия героев экрана по-прежнему притягательна.

"Новые Известия"

***