Немногие изобретения могут похвастаться таким влиянием на историю, как скромная на вид колючая проволока, «колючка», как теперь говорят. Первый патент на ее промышленное производство принадлежит американцу Люсьену Б. Смиту из штата Огайо. Ровно 140 лет назад, 25 июня 1867 года, он получил авторское свидетельство на забор, сделанный из стальной проволоки, «специально приспособленной для использования в прериях западных штатов, где из-за недостатка лесоматериалов строят такие низкие заборы, что конь при пожаре легко перепрыгивает через них».

НАЧАЛИ СО СКОТИНЫ…

В мире есть 1500 разновидностей колючей проволоки. Всех авторов и не упомнишь, но второй патент на производство «стальной проволоки овального или квадратного сечения, на которую надеты заостренные отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга» получил в 1874 году еще один американец, Джозеф Ф. Глидден. Сейчас это имя забыто, но когда-то «колючку», производимую в СССР, так и называли: «Тип глидден».

Сейчас в это трудно поверить, но первые варианты колючей проволоки предполагалось использовать в самых мирных целях — для огораживания пастбищ. Тогдашнее сельское население Дикого Запада четко делилось на земледельцев (фермеры) и скотоводов. Последние ковбои сидели на своих фермах, вторые шлялись со своим скотом, куда хотели. При этом как фермеры, так и ковбои прекрасно освоили изобретение полковника Кольта и пятизарядный аргумент мистера Винчестера. И понеслось: фермеры начали огораживать свои поля колючей проволокой, ковбои — пастбища. Тогда людей в Америке было мало, земли — завались, и законы позволяли «брать столько суверенитета, сколько сможете огородить».

В общем, на американскую историю «колючка» повлияла сразу. Например, прихлопнула ковбоев как класс. Очередь была за историей мировой.

…ПЕРЕШЛИ К СОЛДАТУ…

Во время первой большой войны ХХ века, русско-японской, колючая проволока применялась обеими сторонами как противокавалерийское и противопехотное заграждение. Через 10 лет, когда началась первая мировая, без «колючки» уже невозможно было представить боевые действия. В 1916 году проволока в России стоила 5 руб. 20 коп. за пуд (16 кг). Один только Юго-Западный фронт потреблял по 200 тыс. пудов в месяц…

Кто не помнит: в августе 1914 г. война началась как маневренная, то есть довольно шустро. Линия фронта колебалась в довольно широких пределах, немцы шли на Париж, то с востока на запад, то с запада на восток носилась конница. Так было, пока на Западном фронте армии противоборствующих сторон не начали зарываться в землю. Окопы полного профиля были прикрыты от неожиданных атак колючей проволокой.

Позиционный тупик, до самого конца войны усадивший солдат на Западном и Восточном фронте в окопы, случился из-за двух изобретений: пулемета и колючей проволоки. Именно проволока и пулемет поставили окончательный крест на таком роде войск, как кавалерия. Английские драгуны, австрийские гусары и русские казаки, отправив коней в тыл, засели в окопы наравне с пехотой.

Чтобы выйти из позиционного тупика, изобрели танки. Первые из них, английского производства, ползали со скоростью 3 километра в час и были похожи на нынешний гараж типа «ракушка». Зато они не боялись пулеметного огня и прекрасно давили «колючку», во сколько рядов ее ни натяни. Но в 1918 году появились противотанковые ружья, позднее — специальные пушки, гранатометы и ПТУРСы… Это соревнование брони и снаряда продолжается до сих пор. А породившая его колючая проволока — несмотря на все хайтековские ухищрения последних лет — так и осталась легко узнаваемым «гибридом ежа и ужа».

…ЗАКОНЧИЛИ ЗЭКАМИ

Первый случай использования «колючки» для ограничения свободы на «зэковском» направлении зафиксирован все в той же Америке. В 1892 г. во время стачки горняков в штате Айдахо владельцы шахт заперли бастующих в их собственном городке, обнеся его колючей проволокой. Многие из 1200 горняков так и умерли в этом первом в мире частном концлагере.

Первыми «от лица государства» колючую проволоку использовали англичане в Южной Африке. С 1900 г. Британия вела там контрпартизанскую войну с бурами — потомками голландских колонистов. Британцы терпели одно поражение за другим, пока не догадались создать «лагеря для беженцев», как они официально именовались. По донесениям русских военных агентов, на 1 мая 1901 г. на территории Оранжевой республики действовало 19 таких лагерей (32 тыс. заключенных). В другой бурской республике, Трансваале, за колючей проволокой в то же время сидели 25 тысяч душ. Причем это были не мужчины, взятые в плен на поле боя с оружием, а их жены, дети и родители.

Условия содержания заключенных (не каких-нибудь там негров, а самых настоящих белых) в «лагерях для беженцев» ужаснули тогда весь цивилизованный мир. Детская смертность доходила до 50%, причем среди младенцев до двух лет она была почти поголовной. В результате буры потеряли 4 тыс. убитыми в сражениях и до 28 тыс. — умершими в английских лагерях от голода, холода и болезней.

Англичане рассудили так: поголовная изоляция всех гражданских лиц в районе проведения спецоперации лишит партизан пищи, убежища и медицинской помощи. Результаты не заставили себя ждать: в мае 1902 г. был подписан мирный договор, узаконивший аннексию обеих бурских республик. Это был редчайший случай в мировой практике: регулярная армия взяла верх над партизанским движением!

Историки до сих пор спорят, кто в ХХ в. посадил за колючую проволоку больше зэков: Гитлер в Германии или Сталин в СССР. Бесспорно лишь то, что без колючей проволоки репрессии в столь широких масштабах, будь то «окончательное решение еврейского вопроса» или борьба с врагами народа, были бы просто невозможны технически.

При чем тут Люсьен Б. Смит из Огайо? Да ни при чем. Изобретая свою проволоку, он всего-навсего старался помочь фермерам…

«Труд» № 110 за 26.06.2007

***