Пока система опробуется на модели игрушечной железной дороги, но компания видит ее будущее в управлении телевизорами, автомобилями и протезами. «Глубоко вздохните и расслабьтесь», — проинструктировал подопытную журналистку научный сотрудник Кэй Уцуги. Стоило ей произвести в уме простое арифметическое вычисление, и поезд тронулся — активизировалась лобная доля коры головного мозга.

«Интерфейс мозг-машина» анализирует легкие изменения в кровотоке сосудов коры головного мозга и преобразует умственную деятельность в электрические сигналы. Специальный шлем соединяется оптоволокном с обрабатывающим устройством, которое через управляющий компьютер подключается к игрушечному поезду. Этот проект демонстрировался на прошлой неделе репортерам в научно-исследовательской лаборатории Hitachi, расположенной в пригороде Токио — Хатояма.

«Глубоко вздохните и расслабьтесь», — проинструктировал подопытную журналистку научный сотрудник Кэй Уцуги. Стоило ей произвести в уме простое арифметическое вычисление, и поезд тронулся — активизировалась лобная доля коры головного мозга. Пока вычисления в уме продолжаются, поезд движется. Они прекращаются — и поезд тоже останавливается.

Для выявления изменений в кровотоке Hitachi использует технологию «оптической топографии», основанную на слабом облучении поверхности мозга инфракрасным светом. Традиционно она применяется в медицинских целях, но Hitachi и Honda Motor стремятся использовать ее в коммерческих приложениях. Hitachi работает над пультом дистанционного управления телевизором, который позволит переключать каналы, просто подумав об этом. А Honda, чей интерфейс сканирует мозг по принципу магнитного резонанса, как в медицинских томографах, надеется использовать его в автомобилях следующего поколения.

Однако первые приложения будут медицинскими и позволят устанавливать связь с внешним миром парализованным пациентам. Hitachi с 2005 года продает устройство на базе оптической топографии, благодаря которому парализованные могут отвечать на простые вопросы, производя вычисления в уме.

Главное преимущество технологии Hitachi заключается в том, что датчики не вводятся в мозг физически. Тем не менее проблемы остаются. Одна из них — это размеры устройства. Правда, Hitachi разработала прототип компактного шлема, который вместе с обрабатывающим блоком весит всего 800 г. Другая задача — сделать интерфейс более точным, чтобы он отбирал только нужные сигналы, игнорируя фоновую работу мозга.

Любое устройство на базе «интерфейса мозг-машина» для широкого применения станет «маленьким шагом вперед», отметил руководитель проекта Хидяки Коицуми — и добавил, что технология интересна сама по себе и может легко применяться к игрушкам. «Это огромное удовольствие — перемещать модель поезда силой мысли», — признался он.

25 июня, 2007

Algonet.ru

***