Завтра начнутся финальные прослушивания XIII Международного конкурса им. Чайковского по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель. Между вторым и третьим турами – традиционная поездка в Клин, где находится дом-музей композитора, акустические репетиции, волнения и разочарования, жаркие дебаты слушателей-болельщиков.

Конечно, все желания последних не удовлетворишь – третий тур не резиновый, до него доходят всего шесть конкурсантов. И как это ни странно, вопиющего безобразия в решении жюри не было. До конца доходят, может быть, объективно и не самые лучшие, но уж точно те, кто продемонстрировал хорошую конкурсную игру, примета которой – точно, корректно и музыкально. Правило, которое всплыло до голосования, – в третьем туре не больше трех учеников членов жюри, было соблюдено. Картинка финалистов выглядит впечатляюще – у пианистов почти все россияне, у скрипачей – азиаты (правда, почти все с европейским образованием), у виолончелистов – поровну.

Очевидные любимцы публики (и критики), конечно же, прошли, практически все. Среди последних – выпускники Московской консерватории скрипач Никита Борисоглебский, фантастически отыгравший два тура и съездивший после этого в Санкт-Петербург заменить Николая Цнайдера на «Звездах белых ночей»), а также виолончелисты Александр Бузлов и Сергей Антонов. Что касается пианистов, то здесь фаворитов как таковых не было. Обидно, что не дошел до финала Елисей Бабанов, поразивший в первом туре глубоким, мастерским исполнением сонат Бетховена и Рахманинова. Но второй тур отыграл с потерями, и в результате в финал вышел другой ученик Сергея Доренского, Федор Амиров, – пианист, безусловно, яркий и техничный. Два представителя Санкт-Петербургской консерватории – Александр Лубянцев и Мирослав Култышев – запомнились слушателям качественной игрой, приправленной искренностью и открытостью лирического посыла. Лим Дон Хек (Южная Корея) и Беньямин Мозер (Германия) – из иностранцев были и правда лучшими на втором туре. Мозер к тому же ученик члена жюри Клауса Хельвига.

Итак, кроме уже названных музыкантов в третьем туре конкурса будут выступать скрипачи Юкки Мануэла Янке (Германия), Чжицзюн Ван (Китай), Юн Соенг и Кенг-Джин Хан (Республика Корея), Маюко Камио (Япония); виолончелисты Давид Пиа (Швейцария), Евгений Румянцев (Россия), Вардаи Иштван (Венгрия) и Ахназарян Нарек (Армения); пианист Сергей Соболев ученик Михаила Воскресенского, явно «протянутый» на второй тур, где все же сумел проявить себя на достойном уровне. Конечно, в отдельных пунктах итогов второго тура не обошлось без неприкрытого цинизма: так, например, приз «Надежда», учрежденный группой компаний «Стольный град» наиболее перспективным музыкантам, не прошедшим в третий тур, был присужден Евгению Тонхе (Россия) и Шимону Вейсу (Чехия). Оба – сыновья членов жюри. Как говорится, без комментариев.

Общественное мнение поддержали у пианистов и виолончелистов, присудив специальные дипломы Умберто Клеричи (виолончель), которому зал после каждой пьесы кричал «браво!», и Андрею Коробейникову – фавориту публики, которого уже сейчас начинают сравнивать со всеми засуженными гениями конкурса им. Чайковского (с Алексеем Султановым в первую очередь). Сравнения эти вряд ли уместны, поскольку Коробейников допустил очевидную ошибку в выборе программы, сделав ставку на свою музыкальность (в программе была преимущественно медленная музыка), которая феноменальной не оказалась и проиграла сонатам Листа и прочим сложнейшим опусам в программах других участников, а Клеричи при потрясающей музыкальности все-таки допустил технические потери.

По ходу двух первых туров всплывали моменты, говорящие об обидных проколах в организации конкурса. Так, одной из участниц первого тура по специальности фортепиано за сутки до выступления было сообщено, что ее программа не соответствует требованиям, а виолончелисту Игорю Бобовичу после жеребьевки было отказано в участии – дескать, председатель жюри Наталья Шаховская считает конкурс, по результатам которого музыканта допустили к состязанию без отбора по DVD, недостаточно весомым. Спрашивается, где вы были раньше? После некоторых переговоров Бобович все-таки сыграл первый тур, на второй пропущен не был и накатал жалобу министру культуры. Все-таки диву даешься: конкурс готовили пять лет, а члены жюри не знают, кто и что у них исполняет. Что же тогда происходит за кулисами?

Независимая газета

*