Жертвы пропаганды. Предвыборная кампания может спровоцировать в России всплеск психических заболеваний
Приближающиеся думские и президентские выборы постепенно выводят страну из сонного состояния. Но не все россияне к этому готовы. Опрошенные эксперты предупреждают, что нагнетание политтехнологами предвыборных страстей может привести к росту нервных заболеваний. При этом в числе пострадавших окажутся не только изначально психически нездоровые люди, но и обычные граждане. Предвыборные призывы политиков все изменить и предсказания страшных бед, если избиратель не отдаст свой голос за нужную партию, способны любого вывести из душевного равновесия.
Политическая агитация преследует россиян с раннего детства.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Напряжение в стране в связи с выборами Госдумы в декабре нынешнего года и президента в марте следующего растет с каждым днем. Министры и руководители крупнейших госкомпаний озабочены сохранением своих позиций после ухода президента Путина. Чиновники на местах мечутся между двумя партиями власти. Оппозиционеры собираются с силами, чтобы вернуться в Госдуму. Экстремисты всех мастей также готовятся заявить о себе теми способами, какими умеют. Все это не может не сказаться на психическом состоянии простых граждан, которых политики накануне выборов активно убеждают в том, что нынешняя относительно спокойная жизнь приходит к концу.
В первую очередь урон психике людей предвыборная кампания наносит потому, что люди боятся неизвестности. Директор Центра прикладного психоанализа Яна Дубейковская пояснила «НИ», что во всех партийных программах содержатся призывы что-то срочно изменить. При этом работа политтехнологов в том и заключается, чтобы нагнетать предвыборную истерию. Секретарь политсовета СПС Борис Надеждин сказал «НИ», что, несмотря на распространение Интернета, 90% граждан все еще получают новости, главным образом, из телевизора. И если в течение недели по телевизору некто будет говорить, что «если сейчас произойдет смена элиты, то исчезнет хлеб, а на второй день на нас нападут армии НАТО, и натовские танки войдут во двор вашего дома», то душевного спокойствия людям это не добавит. Каждый раз, чтобы вытащить электорат на избирательные участки, политики начинают убеждать сограждан, что «эти выборы самые важные и судьбоносные». Даже простой призыв «От твоего голоса зависит судьба страны», многократно повторяемый в различных вариациях, может вывести человека из душевного равновесия. Со своей-то жизнью не все справляются, а нести ответственность за целую страну не всякий способен. Можно вспомнить, что по рекомендации психологов надписи в зданиях и метро «Выхода нет» заменяют на менее депрессивные. Между тем в подсознании многих людей сидит страх «не вписаться в очередные перемены, как это произошло в 90-е годы, когда многие потерпели личностный крах». Психотерапевт, академик РАЕН Михаил Литвак, в свою очередь, связывает боязнь перемен со все той же невротизацией населения. «Здорового всегда тянет к новому, невротика – сохранить все, как было», – говорит ученый.
Ситуацию осложняет то, что психическое здоровье подавляющего большинства россиян далеко не безупречно. По официальным данным, психическими заболеваниями в России страдают около 6 млн. человек. Если же добавить к этому неврозы, то есть обратимые расстройства психики, вызванные воздействием травмирующих факторов, эта цифра возрастает многократно. Как рассказал «НИ» Михаил Литвак, неврозами в нашей стране страдают примерно 85% населения.
Это связано прежде всего с неблагополучием на работе и в семье. Теперь к этим факторам добавится предвыборная кампания, с ее нагнетанием напряжения и обострением существующих социальных конфликтов. Исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова сообщила «НИ», что у людей с неустойчивой психикой бывают сезонные обострения, которые обычно приходятся на осень и весну. Так как думская избирательная кампания будет именно осенью, а выборы президента – весной, «это как раз может совпасть с подъемом на общем уровне». В результате психиатрические клиники пополнятся пациентами. В отдельные периоды времени их беспокоят инопланетяне или террористы, а в связи с избирательной кампанией «кто-то может возомнить себя будущим президентом России». На психическое состояние людей напрямую влияют речи некоторых политиков. Депутат Госдумы Алексей Митрофанов говорит «НИ», что всякий раз после его выступлений по телевизору «активизируется пограничная публика». Это люди, которые «считают, что знают что-то серьезное, что может изменить страну» и пишут письма, «целые тетради присылают». Некоторые из таких людей стремятся лично встретиться с политиком, для чего специально приходят на митинги или караулят депутатов возле Госдумы. «Во время каждой избирательной кампании мы с Жириновским от них бегаем», – рассказывает депутат Митрофанов.
Еще один источник массовых страхов – это неразборчивость российской элиты в средствах борьбы за власть. Политолог Дмитрий Орешкин говорит «НИ», что «этих людей ничего не остановит», и «если надо скинуть главу региона, они готовы спровоцировать столкновения на межнациональной почве». Руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов добавляет «НИ», что настроения людей также меняются «очень быстро и нелинейно». В результате «сегодня люди всем довольны, а завтра возникает устойчивое негативное отношение к власти, причем не пассивное, а активное».
Есть в российском обществе люди, которые, наоборот, ждут избирательную кампанию с надеждой, однако по ее завершении столкнутся с глубоким разочарованием. Яна Дубейковская отмечает, что некоторым по их складу характера обязательно нужен «образ врага». И когда такой человек приходит в избирательный штаб, он сразу понимает, что ему дальше делать, кого любить, кого ненавидеть. Возникает «маниакальное состояние» – длительное радостное возбуждение. Для таких людей важен не кандидат или партия, а образ жизни, связанный с разделением на «своих» и «чужих». На прошлых выборах в Госдуму сотрудник регионального штаба одной из партий даже купил себе гимнастерку, кобуру и духовой пистолет, хотя его деятельность всего этого совершенно не требовала. Г-жа Дубейковская рассказывает, что он чувствовал себя «как на настоящей войне» и «более значимым, чем когда до этого работал мелким клерком в офисе». А когда выборы закончились, он уже не смог вернуться к старой жизни, и неудачные попытки «встроиться в политические расклады» закончились тем, что мужчина ушел в запой.
***