Утраченное в 1935 году историческое имя Самара возвратила себе в ходе перестройки. Главный библиограф областной научной библиотеки Александр Завальный, который был одним из организаторов общественного комитета по возвращению городу исторического названия, рассказывал, что министру культуры СССР доставили два мешка с 80 тыс. подписей жителей, требовавших возвращения Куйбышеву дореволюционного наименования.

После 1991 года процесс переименования топонимов в области затормозился. Город-спутник Самары Новокуйбышевск не стал ни Новосамарском, ни Липягами. А большинство жителей города Тольятти – заложенного 270 лет назад Василием Татищевым Ставрополя-на-Волге – еще в 90-х на городском референдуме отказались менять понравившееся им благозвучное название города, полученное в честь вождя итальянских коммунистов. Город Октябрьск также сохранил советское имя, потому что возвращаться к прежнему наименованию Батраки жители не захотели.

В деле переименования улиц для того, чтобы успокоить и самарских реформаторов, и консерваторов, в областном центре приняли соломоново решение: в старой части города на домах появились таблички с двойными наименованиями улиц – действующими и старыми. Например, Красноармейская-Алексеевская, Пионерская-Воскресенская, Чапаевская-Николаевская. Правда, на недавнем заседании городской топонимической комиссии Александр Завальный предложил на некоторых улицах города устанавливать хотя бы по одной табличке со всеми их наименованиями. Ведь старые самарские улицы и площади за свою более чем 420-летнюю историю успели получить более чем по полдесятку наименований. Например, улица Ленинская, где жил с семьей юный Владимир Ульянов, последовательно была Заовражной, Сокольничьей, Шихобаловской (в честь купца Антона Шихобалова), Крестьянской, Ворошиловской. Центральная улица Куйбышева до 1935 года последовательно именовалась Казачьей, Хлебной, Дворянской. В 1917 году II Крестьянский съезд Самарской губернии постановил переименовать Дворянскую в честь председателя Временного правительства Александра Керенского. Но из-за произошедшей вскоре Октябрьской революции решение до смены табличек на домах так и не дошло, а улицу Керенского назвали Советской.

Сейчас каждое топонимическое переименование в Самаре выдерживается по 5–7 лет. И даже более того. Овраг Подпольщиков получил новое имя в честь врача Нестора Постникова, создавшего здесь в 1858 году первый в России кумысолечебный санаторий, чуть ли не через 10 лет после того, как это предложение было внесено в городскую администрацию. А вот улицу XXII партсъезда, провозгласившего построение в стране в 1980 году коммунизма, и даже Коммунистический тупик переименовывать никто не спешит. Люди привыкли, а может быть, видят что-то символичное в этих названиях советского времени.

"Независимая Газета"

*