Фестиваль «Новая песня Древней Земли» состоялся в Ижевске. Этот фольклорный праздник, ориентированный на студенчество и творческую интеллигенцию, стал сильным полем притяжения для тех, кто интересуется этнофутуристическим искусством.

Организаторы поспособствовали популярности фестиваля доступными по цене билетами и обстановкой раскованности, озорства и интерактива. Вот и на этот раз первый концерт начался не на сцене, а в фойе Удмуртской госфилармонии, где артисты разогревали публику. Танцевали, играли, втягивали в хороводы и забавы. Одни только бабушки из Малопургинского района способны раззадорить любого – иным из них по 80 лет, а они пляшут и поют без устали.

В духе постмодернизма фестиваль вобрал в себя многие стороны искусства разных стилей и направлений – инструментальную музыку, танец, видеоарт. Были показаны сценки народных праздников: так веселятся, общаются с природой удмурты, русские, белорусы, а вот танец народа Черной Африки. Все смешалось в фестивальном доме, и именно этот разноцветный и разновкусовой микст представил интерес и художественную ценность.

Ижевская группа «ЭТО» (Экспериментальное творческое объединение) в разное время участвовала во многих этнофутуристических проектах. Поначалу своими дудочками и свистульками артисты просто имитировали звуки природы, щебет птиц. Но с электронным звучанием, и из пасторального образ перерос в космический. Группа «Тылобурдо» («Птица») – лидер из числа тех, кто работает в области этнической музыки. Семь девушек в стилизованных осовремененных народных костюмах поют чистое многоголосие, и каждая, как человек-оркестр, играет на многих инструментах. Открытием стал белорусский дуэт «Нагуаль». Тот же принцип: вокруг каждого исполнителя – много инструментов, и он берет по очереди то один, то другой. Так рождается тембральная красочность. Артисты замечательно поют, подражая звукам природы. От этого веет славянской архаикой и подлинностью. Интуиция – великое дело.

«Лаборатория ветра» из Лысьвы Пермского края привезла авторские песни руководителя Владимира Белобородова, пронизанные русским мелодизмом, ароматом эпохи первопроходцев, открывших для России Парму, Урал, Сибирь. Но интерес гостей распространяется на фольклор всего мира. И потому в репертуаре ирландские, бретонские песни-баллады, излюбленный жанр рок-музыкантов. Казалось, этот стиль из другой оперы, музыка для танцпола и рок-концерта. Но ничего подобного – публике понравилось. Она восприняла его как естественное продолжение и развитие фольклора. Этим коллективом организаторы завершили показ возможностей соединения фольклора и современности: от аутентичности до обработок в разных стилях.

"Независимая Газета"

*