Корпоративные солдаты. В российских компаниях изобретают все более нелепые формы приема на работу
Прошли те времена, когда красный диплом и внушительный опыт работы гарантировали устройство на престижную должность. Сегодня, чтобы занять тепленькое местечко, приходится крутиться. Да еще как! Попрошайничать на улице, бегать по пожарной тревоге, ползать по полу, изображая обезьяну, – вот лишь некоторые испытания, которые предлагают соискателям кадровые менеджеры. Десятку самых причудливых собеседований по трудоустройству обнародовал на днях российский интернет-портал, посвященный карьере.
Итоги конкурса «Причуды трудоустройства», проведенного сайтом Работа.Ru, красноречиво свидетельствуют: кабинеты кадровых менеджеров в ведущих российских корпорациях все больше напоминают камеры пыток. Первое место заняла история об оригинальном способе проверки на самоотверженность. Во время собеседования с психологом раздался звук пожарной сигнализации. Большинство соискателей поднялись с мест и бросились вон из комнаты. Тогда психолог объявила, что это учебная тревога. Дело в том, что одно из корпоративных правил компании – в экстренных ситуациях каждый сотрудник обязан выносить имущество фирмы. Малодушных соискателей, спасавших свои жизни, попросили удалиться. В штат взяли девушку, которая зацепилась шарфом за стул и не смогла оперативно ретироваться.
Второе место заняло изобретение кадрового отдела одного из салонов сотовой связи. Кандидатов на место продавца-консультанта на собеседовании заставляли петь, плясать и даже попрошайничать. «Мы исполняли «танец маленьких утят», канкан, водили хороводы, – пишет автор этой истории. – Ползали на четвереньках по полу. А в последний день тренинга всю нашу группу отправили на улицу зарабатывать деньги. Никого не интересовало, как мы это будем делать. Главное – принести определенную сумму». Но на этом испытания не закончились. «Представьте, что вы – обезьяна, – предложил корпоративный психолог на одном из собеседований. – Когда вы были маленькой обезьянкой, вы сели на землю и ваш хвостик врос в нее. С тех пор он все так и растет к центру Земли. Опишите свои ощущения».
Эксперты убеждены: это не просто байки из корпоративной жизни, а настоящая тенденция. «Доходит до того, что директора компаний приглашают на собеседования экстрасенсов и ясновидящих и советуются с ними, брать или не брать человека на работу, – рассказал «НИ» корпоративный психолог Артур Гараганов. – Широко распространены агрессивные собеседования, на которых соискателей оскорбляют и унижают, проверяя уровень стрессоустойчивости. Такими испытаниями компания хочет подчинить себе соискателя сразу, подавить его гордость. Многим нашим корпорациям не так важны профессиональные качества человека, как его способность быть «корпоративным солдатом», безгранично преданным генеральному директору. Причудливые тесты часто используются, чтобы выместить агрессию сотрудников компании на новичках. В общем, каменный век».
Сегодня приходится констатировать: отечественные работодатели «пытались как лучше, а получилось, как всегда». «В погоне за западными образцами компании не учитывают то, что некоторые методы отбора давно устарели. Агрессивные тесты при приеме на работу – пережиток прошлого, ведущие западные компании давно их не используют, – рассказал «НИ» управляющий партнер рекрутинговой компании Antal International Тремейн Элсон. – Причем, если на Западе всем мыслимым испытаниям подвергают претендента на топ-менеджерские посты, то в России изгаляются в основном над сотрудниками низшего звена».
Увы, претенденты на невысокие должности, столкнувшиеся с «нетипичным» отбором, практически бесправны. «Если профессиональные навыки соискателя полностью соответствуют требованиям работодателя, но он придирается к мелочам, то претендент вполне может потребовать зачислить его в штат компании через суд, – пояснил «НИ» адвокат Максим Столяров.– Но вряд ли кому-то захочется начинать работу на новом месте с такого серьезного конфликта. К тому же ничто не мешает руководителю создать новичку трудные рабочие условия и уволить его после окончания испытательного срока».
*