Новости кредитования: дайджест последних публикаций
О тенденциях банковского ритейла, фирменных кредитных программах от автопроизводителей и проблемах потребительского кредитования * Что в розничном портфеле? Объем розничного кредитования увеличился за год более чем на 80%. * Даешь фирменный автокредит! О своем желании открыть собственные банки объявили и BMW, и DaimlerChrysler, и Toyota Motor Corporation.* Там — за облаками… Будущее потребительского кредитования не всем видится радужным. «Заключая договор с банком, гражданин не получает полной информации, какие проценты ему придется выплачивать»…
Что в розничном портфеле?
До конца 2007 года рынок розничного кредитования в России вырастет на $25 млрд. и превысит планку в $110 млрд. – такой прогноз озвучил руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Марей в ходе в ходе интернет-конференции «Банковский ритейл: тенденции завтрашнего дня», которая прошла 20 июня на сайте Альфа-Банка. По его данным, на сегодняшний день объем розничного кредитования достиг $87 млрд., увеличившись за год более чем на 80%.
Действительно, в настоящее время рынок банковского ритейла характеризуется бурным ростом объемов и спроса практически на все виды банковских продуктов. В частности, объем средств на счетах физических лиц «до востребования» в российских банках увеличился за последний год с $16 до $25 млрд, или на 56%, — что говорит о большой востребованности дебетовых карт и текущих счетов. А объем рынка ипотеки увеличился за год в 3 раза – с $5 млрд. до $15 млрд.
Интересно, что наибольший рост в банковском ритейле демонстрируют регионы. В целом по рынку темпы привлечения клиентов в регионах в 5 раз превышают столичные, а уровень просрочек по кредитам на 20% ниже.
По оценке Алексея Марея, интенсивный рост рынка будет продолжаться в течение ближайших 1-2 лет с некоторым замедлением в отдельных сегментах. В частности, в связи с предстоящим введением обязательного раскрытия эффективной кредитной ставки и насыщением сегмента потребительского кредитования ожидается перераспределение рынка в пользу кредитных карт и кредитов на неотложные нужды. А наибольший рост будут демонстрировать ипотека, автокредитование и различного рода инвестиционные продукты (ПИФы, структурированные депозиты, совместные программы по накоплению между банками и страховыми компаниями).
Даешь фирменный автокредит!
В последнее время в банковской сфере, продвигающей автомобильные кредиты, муссируется тема прихода гигантов автопрома, которые станут самостоятельно заниматься кредитованием населения. Действительно, о своем желании открыть собственные банки не так давно объявили и BMW, и DaimlerChrysler, и Toyota Motor Corporation. Все эти нововведения заставляют понервничать банкиров, поскольку приход лидеров мирового автопрома может изменить отечественный рынок автокредитования, и некоторым участникам придется его покинуть.
Отметим, что сегодня практически у всех крупнейших мировых автопроизводителей есть собственные финансовые подразделения. К примеру, каждый третий автомобиль в мире куплен именно на деньги дочерних банков автоконцернов. Но это глобальные данные. Российская статистика в этой области куда скромнее: лишь 30% автомобилей приобретается при помощи кредитования, в то время как в США в кредит берутся девять автомобилей из десяти. Однако мировые автопроизводители не понаслышке знают, как обстоят дела с кредитованием автолюбителей в России, — многие из них работают через российские банки. Так, например, Ford сотрудничает с Международным московским банком, Райффайзенбанком, МДМ-банком, Банком Москвы и Газпромбанком, RenaultNissan – с Международным московским банком, BMW – с Райффайзенбанком, WolkswagenGroup – c Societe Generale Bank. А не так давно пришедший на российский рынок концерн General Motors выбрал себе в партнеры Альфа-банк. Так автогиганты пробивают себе дорогу при помощи отечественных банков, чтобы в последствии при помощи своих фирменных «дочек» заполучить часть рынка.
Уже сегодня в российских банках можно найти фирменные кредитные программы от автопроизводителей. Они дают возможность понизить ставки (как по кредиту, так и по страхованию), предполагают отложенный платеж.
Остается лишь надеется, что от этого выиграет потребитель, который сможет с легкостью выбирать наиболее удобные схемы. Плюс к этому, усилится конкуренция между существующими ныне организациями, — что приведет к сохранению на отечественном рынке сильнейших. И, в итоге, уже в скором времени, автокредиты будут предлагаться на более выгодных условиях, нежели сегодня. Поживем – увидим!
Там – за облаками…
Впрочем, будущее потребительского кредитования не всем видится таким радужным. По мнению главы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, необходимо усовершенствовать законодательство в сфере банковских услуг населению, так как в стране остро стоит проблема именно потребительского кредитования. «Заключая договор с банком, гражданин не получает полной информации, какие проценты ему придется выплачивать, — заявил Онищенко на совещании руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора по СФО. — Иногда вместо заявленных 20% эта цифра вырастает до 80% и более». Он особо выделил проблему, связанную с выдачей кредитных карт. По его словам, все это – «использование «серой зоны» российского законодательства».
По материалам «Финам» подготовила Ольга Петропавловская,
обозреватель Медиа группы «Ваш выбор»
*