21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые такси. Вплоть до девяностых годов двадцатого века таксисты определяли политику на дорогах столицы. Их любили девушки, о них слагали песни и анекдоты, снимали фильмы и писали книги.

Решение о покупке 200 автомобилей-такси марок Renault и Fiat Моссовет принял в декабре 1924 года. Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с июня 1925 г. Плата за версту устанавливалась в 50 копеек, за один час проезда — 4,5 рубля. Причем, ночью действовала 25% наценка. До 1926 года такси были только в Москве и Ленинграде.

Новая страница истории такси была открыта в 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей. После войны основным автомобилем такси стал ГАЗ-М20 «Победа», а Горьковский завод — монопольным производителем «механических извозчиков». В 1948 г. для такси было введено внешнее отличие от других легковых автомобилей — шахматная полоса по бортам кузова и световой сигнал — зеленый огонек — «такси свободен». Эра «Волги», продолжающаяся и по сей день, открылась «двадцать первой» моделью в 1957 году.

История сохранила впечатления о поездке на таксомоторе одного из первых пассажиров. Некто Мамликов писал своей супруге: «А вчерась добирался я в нумера на моторной карете, заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя пред собой привычного лошадиного хвоста. Заплатил я за проезд полтора рубля серебром. Извозчик дерет меньше. Одначе предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь все сплошь механика, таксомоторами называемая».

Предсказания неизвестного Мамликова сбылись. В 1925 году волна новой экономической политики затопила Москву огромным количеством нэпманов (прототипом современных «новых русских»). И пожалуй именно ради них в Москве в тот год и был создан первый таксомоторный парк. «Наши люди» на такси в булочные не ездили.

Четверть века в Москве действует Музей такси. Весьма вероятно, что он единственный во всем мире. Во всяком случае, в 19-м таксопарке, где он был создан, в этом уверены. В музее имеются уникальные экспонаты — автомобили-такси, которые в разные годы работали на улицах города. Кроме этих автомобилей, ставшими в наше время раритетами, есть привычные «Волги». Самый древний и самый почитаемый в музее автомобиль — «ГАЗ-А», кабриолет.

Водители такси бывают угрюмые, болтливые, злобные, приветливые — как и их пассажиры. Иногда хочется, чтобы они помолчали хоть минутку, а бывает наоборот — хоть записывай. Зачастую таксисты становятся обладателями чужих тайн.

«Нужно было отвезти клиента в аэропорт. Его провожала жена, они поцеловались на прощание, она помахала ему ручкой. Мы завернули за угол, проехали буквально полквартала, как вдруг он просит остановиться. Говорит, что уже достаточно, он уже приехал. Расплачивается, пересаживается в роскошный «Мерседес», припаркованный на обочине, в котором сидит хорошенькая блондинка, и уезжает в неизвестном направлении», — вспоминает таксист со стажем. «Я встречал в аэропорту двух джентльменов, прилетевших из Дубая, — дополняет его коллега. — Однако жены были не в курсе, где отдыхали мужья. Они им наврали про командировку куда-то в Урюпинск. Поэтому по дороге они заехали в супермаркет, набрали разной колбасы, сыра и завернули в российские полиэтиленовые пакеты, чтобы было похоже на остатки пайка, которым мужики в командировках питаются».

Много историй связано с подвыпившими клиентами. Например, в советское время финский рабочий вызвал такси, заснул там и, забывая, платил столько раз, сколько просыпался. Один из пассажиров однажды забыл в багажнике холодильник. Таксист Ринат Гафуров вспомнил такой случай: «Однажды мне пришлось везти парочку из ночного заведения. Парень был пьян. Вдруг девушка начинает жаловаться, что очень хочет пить. Мужчина просит меня остановиться и идет к ночному магазинчику. И тут девушка вдруг заявляет: «А теперь поехали». Я спрашиваю, мол, а как же мужчина? А она: «А зачем он нам? Поехали лучше на Воробьевы горы кататься на мотоциклах».

РИА Новости

***