Детовщина. Все чаще в летних подростковых лагерях случаются те же ЧП, что и в солдатских казармах
Администрация Московской области сообщила: все 75 летних оздоровительных лагерей, принявших детей на первую смену, полностью соответствуют стандартам. Безопасность и качество питания постоянно контролируют специалисты. Подобные победные реляции приходят и из других регионов. Однако все чаще родители не склонны доверять своих отпрысков вожатым и воспитателям в этих традиционных для России местах летнего отдыха школьников.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Если в прошлом году 13% семей отправили детей в лагеря, в этом году таких не более 7%. Официальная версия – рост благосостояния россиян, возможность поехать в Турцию или в Египет всей семьей. Независимые же эксперты считают одной из причин снижения популярности лагерей участившиеся возрастные конфликты – своеобразную разновидность армейской дедовщины.
Еще 10–15 лет назад никто не предполагал, что произвол «дедов» над «салагами» станет визитной карточкой чуть ли не каждого второго оздоровительного детского лагеря.
По экспертным оценкам, насилием заражено до 70% обычных и до 40% элитных школьных лагерей. «Когда дети предоставлены сами себе, когда попадают в разновозрастный коллектив, где пребывают не шесть часов в день, а круглые сутки и длительное время, у них выстраивается неформальная иерархия подчинения: младших – старшим, слабых – сильным, – рассказал «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – И у них зачастую отказывают все тормоза».
Молчание ягнят
В 2005 году в детском оздоровительном лагере в Тюменской области 13-летние подростки постоянно насиловали 8-летнего мальчика. Поскольку преступники не достигли совершеннолетия, наказания они не понесли. Родители отделались денежными штрафами, не превышавшими 500 рублей. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения в работе лагеря. Прежде всего ребят распределили по отрядам не по возрасту, что и спровоцировало дедовщину. А вожатая того отряда, в котором случилось ЧП, зная об издевательствах, боялась вынести сор из избы – ведь это грозило ей пятном на биографии.
Тогда же в оздоровительном лагере «Русь», неподалеку от Усть-Илимска, группа тинейджеров унижала и избивала малышей. Долгое время жертвы боялись рассказать о своих унижениях взрослым. Молчание нарушил 10-летний мальчик, поведавший обо всем деду, который и поднял «на уши» правоохранительные органы. С тех пор лагерь каждое лето приходится курировать милиции.
В отдельных случаях отдых в детском лагере может напоминать «энциклопедию рэкета». Побывавший в прошлом году в одном из ростовских лагерей Костя Фролов на собственном опыте узнал, что такое «крыша». Школьники, в отличие от него посещавшие «зону детства» не первый год, успели обзавестись знакомствами с местной шпаной. «В нашем лагере были парни, которые ездили туда каждый год на все три смены. Они с самого начала стали «наезжать» на тех, кто помладше и кто, как я, приехал в лагерь впервые, – рассказал «НИ» Костя. – Нас на каждом ходу толкали, давали подзатыльники, отбирали булочки, фрукты и конфеты. А потом к нам стали подходить местные, предлагая «крышу» за сто рублей. Но с меня, как с москвича, стрясли двести».
Когда тебя все обижают, да еще и погода испортилась – жить в лагере совсем невмоготу. |
Вспомни, Маугли, закон джунглей
Споры, конфликты, драки в детских коллективах были и будут всегда. Но жестокие избиения, систематическая травля, насилие сексуального характера становятся системой только при определенных условиях, считают эксперты. «Лагерь – среда более жесткая, чем двор или школа. Дети разлучены с родителями и могут рассчитывать только на себя. Если в отряде есть ребенок, не умеющий сдерживать агрессию, вокруг него всегда формируется группа, которая ищет мишень для атаки. Дети беззащитны даже не перед сильными, а перед инстинктами толпы, волчьей стаи», – пояснила «НИ» сотрудник детского психологического центра «Образование в развитии» Оксана Старостина.
Победу над здоровым чувством коллективизма быстро одерживает закон джунглей – или ты съешь кого-то, или он тебя. Самой любимой мишенью, конечно, становятся те, кто младше и слабее. «Ребенку не было и десяти, а в его отряде почти всем – по 12–13 лет, – посетовала «НИ» мама одной из жертв. – Сыну в первый же день объявили бойкот: не хотели играть с ним, когда он просился в компанию, дразнили, залили водой мобильник, чтобы не позвонил домой, навешивали подзатыльники, разбили нос. Так продолжалось всю смену».
Замечательных вожатых нет, друзья, у нас
Впрочем, по сравнению с жестокостью воспитателей и вожатых такие детские забавы – пустяк. В декабре 2005 года был вынесен приговор воспитателю оздоровительного летнего детского лагеря «Заря» в Свердловской области Вячеславу Токманцеву. Мужчина совершал действия сексуального характера в отношении троих мальчиков. Районный суд приговорил развратника к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
В советские годы детские лагеря отдыха, как известно, курировала пионерская организация, мощная государственная идеологическая структура. «На каждый день в пионерлагере был расписан план, – поделился с «НИ» своими воспоминаниями содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов. – Причем обязательно была альтернатива: на случай, скажем, если погода испортится и пойдет дождь. Вожатые были загружены работой под завязку, соответственно, загружали и воспитанников. Места для дедовщины просто не оставалось».
Централизованного руководства лагерями сегодня нет, поэтому нет и контроля над ними. «Сегодня вожатыми и воспитателями в лагеря на лето нанимаются все, кому не лень, с одной целью: бесплатно пристроить в них собственных детей, да и самим «оттянуться» на лоне природы», – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Пьянство и разврат среди «педагогического состава», ночные гулянки на берегу реки или на лесной полянке, тогда как дети остались в лагере одни, без присмотра – стали нормой. «Лагеря преображаются только тогда, когда идет борьба за тендеры, – считает Сергей Комков. – Каждый начальник лагеря хочет заработать побольше заявок на отдых, поскольку такие комплексы живут в основном за счет социального страхования, а суммы, поступающие из него, крайне незначительны. Путевка получается в два раза дешевле, чем стоит на самом деле». В итоге администрации приходится отыгрываться, с одной стороны, на мизерных зарплатах вожатых, а с другой – на повышении стоимости путевок. Лагеря превращаются в неподъемную для большинства семей роскошь с весьма спорным сервисом и поверхностным отношением к детям.
О детском курорте замолвите слово
Перспективы лагерной формы коллективного детского отдыха в России неутешительны. Только за 2–3 года нового тысячелетия число загородных детских оздоровительных комплексов уменьшилось на 35%. Некая альтернатива традиционным местам детского отдыха – лагеря скаутов и православные лагеря – капля в море. По мнению экспертов, если всерьез не взяться за реформирование лагерной жизни – эта система отдыха окончательно развалится. «Тенденция уже вполне наметилась, – утверждает Сергей Комков. – И, увы, все может кончиться тем, что о лагерях останется только память. Мало кому из родителей захочется рисковать здоровьем своего ребенка, а из педагогов – за гроши возиться с ним все лето».
Подробности детского отдыха в озжоровительных лагерях читайте на страницах газеты «Новые Известия».
***