22 июня — День памяти.Служили два товарища
Сегодня в день они созваниваются до пяти раз, хотя живут в соседних домах. Но когда за 80 – не находишься каждый день в гости. Утром созвон – обязательный. Поскольку Александр Максимович живет один, овдовел, мало ли что. Одно время на вопрос «Как дела?» Максимыч начинал жаловаться: спина заболела, или колено. Валентин Николаевич отрезал: «Ты, если не можешь говорить «отлично», говори «хорошо». Наще сердце не подвластно докторам». Так и договорились. Сам же Валентин Николаевич, оптимист по натуре, всегда рапортует: «Отлично!». Они дружат 61 год – иным и прожить столько не удается.
Военные будни
Валентин Николаевич Плеханов начинал свою трудовую биографию на военных заводах Самары, рабочие которых имели бронь. Намеренно попал под «облаву», чтоб засветиться в своего рода бездельниках, для того чтобы попасть на фронт. В 1943-ем направили на учебу в военно-морское авиационное училище. Уже через год перегонял самолеты с Дальнего Востока на Балтику, где из них формировался 51-й минно-торпедный полк.
Так вспоминает о первом боевом вылете: «Летели к морю через линию фронта, цель – потопление транспорта противника, вокруг самолета – сотни разрывающихся снарядов. На борту четыре 250 килограммовых бомбы. Сбрасывали с высоты 25 метров. Противник, понятно, не дремал, лупил по пикирующему на него самолету из всех орудий. Но задача выполнена! Корабль с живой силой и техникой пошел ко дну»
Для отчета тонущие корабли снимали. Несколько таких снимков есть в фотоархиве Плеханова, но воспроизвести их в газете трудно – мелковаты.
Военные будни складывались из полетов, перелетов, бомбежек, торпедирования. Возвращаться с пробоинами приходилось не раз, однажды таковых насчитали 300: оторван кусок руля турбины, перебита внутренняя проводка, сломана тормозная система. Это было после потопления транспорта водоизмешением восемь тысяч тонн.
В этом подразделении было много самарских – авиаучилище им. Леваневского располагалось тогда в Безенчуке. Готовили за полгода вместо нормативных двух лет. Занимались по 14 часов в день. Пять часов на Пе-2 налетали – на фронт. Летали и на американских Кобрах, и самарских самолетах.
Здесь в новом пополнении Валентин познакомился и подружился с земляком – Сашей Мещеряковым.
Рассказывает Александр Максимович: «Два способа было потопления судов – мачтовик, т е с расстояния сто метров бросаешь бомбы перед кораблем и, перепрыгнув через мачту, уходишь. Торпедоносцы бросали торпеды с расстояния 500 метров и с высоты 300 метров» Друзья летали на тех и других, служили оба стрелками-радистами.
Не забыть им боя близ порта Либава, в котором погибло очень много товарищей. Через порт снабжалась Курляндская группировка. Уничтожили много кораблей.
-Мы атаковали с 30-метровой высоты. Идем правым пеленгом,- вспоминают ветераны, — падает один, другой, третий самолет…Ждешь – сейчас твоя очередь. Но пронесло. На наших глазах был подбит самолет Виктора Носова. Он направил горящую машину на транспорт врага водоизмещением пять тысяч тонн. Тот мигом пошел ко дну. Память о подвиге этого экипажа чтят в Тольятти, где учился и работал Виктор.
Однажды подбили мотор у Мещерякова – задымил. За самолетом погнались немецкие катера, думали, на воду сядет. Но пилот дотянул до аэродрома, где, почуяв землю, радист и второй пилот успели выскочить. А пилот погиб – снаряд разорвался прямо в кабине, 21 осколочное ранение. Как довел самолет — уму непостижимо…Это будни войны были…
В ночь с 8 на 9 мая корешков, как они себя называют, разбудила канонада. Победа застала в Померании на бывшем немецком аэродроме. Все обнимались, самолеты сажали на хвост и палили в небо. Но во второй половине дня поступил приказ всем экипажам: уничтожить караван из 159 судов, на которых фашисты удирали из Курляндии в Швецию. Это был завершающий боевой вылет друзей.
Милицейские будни
Закончили войну двадцатилетними. Мобилизовались в 50-ом. Валентин устроился на завод токарем – оттуда пригласили в РК КПСС и обязали, как кандидата в члены, идти в органы МГБ. Не хотел, возражал, но где ж тогда можно было самовольничать! Попал в ОБХСС. Начальник Дубинский первым делом повел в магазин, где парню продали дефицитные масло и муку. Домашние были в шоке: где взял? Но и это не смягчило нежелание работать и еще года два Валентин писал рапорты об отставке. Начальник заявления просто рвал.
Первое крупное расследованное дело принесло удовлетворение: на фабрике обуви воровали кожу, из которой многочисленные тогда частные сапожные мастерские шили свою. Но самое серьезное было дело по Кацу. Задержали ночью парня с балеткой – сумка такая была в те годы. Балетка доверху набита деньгами. Парень признался – украл, откопал на чердаке дома у своего дяди, рыночного торговца Каца. Вышли на целую шайку, ворочавших дела с золотом, миллионы изъяли. При этом и в Москве счета имел, и на Дальнем Востоке. И в Казахстане…При обыске Кац попросился в туалет, во дворе, и сбросил туда мешок с деньгами…А задерживал его лично Плеханов после снятия денег в сберкассе – тот собирался удирать из города. Вывел на улицу, и тут Кац заголосил: граждане, помогите, хулиган пристал. И люди бросились было на помощь, но удостоверение Плеханова успокоило. За это дело Валентин получил наручные часы от МВД.
Со временем служба стала главным делом жизни. Здесь, в милиции встретил в 1951-ом Саньку Мещерякова, уже в форме. С тех пор не расставались.
Плеханов окончил Академию МВД в 1967 году. Потом работал начальником отдела охраны, начальником отдела административной службы, куда замом взял Мещерякова. Санек сел в его кресло, когда Валентин первым вышел на пенсию.
Александр после демобилизации обратился в РК КПСС, где получил направление в уголовный розыск. К слову, вернувшись в Самару, оба стрелка-радиста пытались устроиться в гражданский флот, но там направляли на переучебу, что друзьям показалось оскорбительным: да у нас за плечами тысяча часов налета!
В первый день начальник угрозыска Сусликов положил на стол новичку пухлое дело по убийству гражданина Богатова в Шигонском районе: «Составь план оперативно-розыскных мероприятий». Два дня бывший солдат изучал дело, выделил все, что, на его взгляд, может представлять интерес. Оценили, что составил грамотно. Убийство, к слову, не раскрыто до сих пор. Потом Мещеряков закончил Саратовскую школу милиции и был причастен к расследованию самых запутанных дел.
К примеру, в нападении на телецентр. Двое постучали к вахтеру: позвольте вызвать скорую, женщина открыла и получила удар по голове. Отняли у нее наган и скрылись. Вышли на парня чисто оперативным путем – 17 летний Мамонов, сын главного энергетика завода КАТЭК. Пропал после разбоя из дома, отец, когда почувствовал, что это дело рук сына, повесился. Но отрок и на похороны не пришел. Вызнали – скрывается в Смышляевке, сколотил банду с целью ограбить сберкассу или банк и отправиться за границу. Получили данные, что будет стрелять, если что. Засаду у дома пришлось делать в сугробе. Свалили, связали, наган за поясом оказался.
Или вот история о том, как работали участковые тогда. Случился налет на сберкассу на Первомайской. В час дня ворвались пацаны, с пистолетом, но смогли утащить только небольшую сумму со стола, сотрудники не растерялись. Убегая, обронили варежку. Ее и показал Александр участковому Кузнецову: может видел у кого из пацанов? Он почесал затылок и говорит: по-моему Мирошниченко в таких ходит. Поехали домой к нему, матери варежку предъявили. Она сразу признала, я, говорит, вязала. Потом и парня нашли.
Работал Мещеряков начальником ОУР Сталинского, теперь Октябрьского РОВД, потом комплектовал уголовный розыск в отделе кадров облУВД, в Тольятти. А
К слову, женились друзья сразу после войны, в один год, и растили оба дочек, пацанов только во внуках дождались. Один из внуков Мещерякова заканчивает юрфак, возможно, продолжит дело деда. Друзья почти каждый год ездят вместе на встречи с однополчананами. Говорят, ни разу за 61 год дружбы не ссорились. А спорить могут день и ночь. Обо всем.
*** *** ***
Личный состав 51-го минно-торпедного таллинского краснознаменного орденов Ушакова и Нахимова авиаполка внес достойный вклад в общую Победу. Валентин Николаевич награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью За отвагу, орденом Ушакова, неоднократными благодарностями Главнокомандующего.
Александр Максимович имеет орден Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали За отвагу, За боевые заслуги, За штурм Кенигсберга, За освобождение Белоруссии. более 20 юбилейных.
*** *** ***
На фото – «друзья в наши дни»( слева Мещеряков, справа – Плеханов) и на фронте, «Мещеряков» и «Плеханов», фото, сделанное Плехановым над Берлином, «привал» – друзья у самолета
Людмила БОРОДИНА, специально для изданий Медиа Группы «Ваш Выбор»
*