В Европейском парламенте развернулись нешуточные дискуссии по, казалось бы, сакраментальному вопросу: «Что такое водка?» Поляки, скандинавы и прибалты (не хватало только россиян, увы, не представленных в ЕС) отстаивали идентичность своего национального напитка в противоборстве с «винным лобби» юга Европы. Посредничать взялась немецко-чешская «пивная коалиция». В итоге Европарламент положил конец этой «алкогольной войне», определив, какой напиток можно называть водкой, какой нет, а какой можно, но с оговорками.

У тех, кто следил за дискуссией в амфитеатре Европарламента в Страсбурге, могло сложиться впечатление, что спорили не депутаты, а гости огромного застолья. Но речь шла о сегменте мирового рынка с годовым оборотом в 12 млрд. долларов. Именно столько стоят 4,5 млрд. литров напитка, продаваемого под названием «водка». Она составляет 23% мирового потребления спиртного. Водка вошла в моду, и ею стали называть разные, подчас не очень похожие продукты. Традиционные производители несли потери. Цена вопроса нешуточная, и политики занялись им не из праздного интереса.

Большую часть произведенной в мире водки – 57% – выпивает Россия, но и в Евросоюзе «беленькая» пользуется немалым спросом, особенно в его северо-восточной части, которую участники дискуссии окрестили «водочным поясом». В ЕС на Польшу, скандинавские и балтийские страны приходится 70% потребления и 64% производства. Эти страны, претендуя на монопольное умение делать подлинную водку, воспользовались в прошлом году председательством Финляндии в ЕС и пошли в атаку. Они настаивали, что под названием «водка» можно продавать только напиток из спирта, полученного из картофеля, зерна злаков или свекольной патоки. Это вступало в клинч с интересами спиртоводочной индустрии на юге Европы, стран «винного пояса», где спирт гонят из винограда и фруктов и называют полученные напитки не только коньяком и граппой, но и водкой. А также американцев и бразильцев, которые используют для перегонки сахарный тростник и бананы. Включившись в схватку, США даже угрожали вызвать ЕС на ковер в ВТО, если пройдет предложение Европейского севера. Ведь в Северной Америке водку традиционно дистиллируют из сахарного тростника.

«Винное» лобби апеллировало к священному в ЕС принципу свободы конкуренции. С компромиссным проектом выступили страны «пивного пояса». Германия до конца полугодия председательствует в ЕС, и докладчиком по теме выступил немецкий депутат Хорст Штельхардт. Водка, гласит его текст, может производиться не только на основе злаков, картофеля, но и другого сельскохозяйственного сырья, в том числе яблок и винограда. Но это должно быть указано на этикетке. Европарламент 400 голосами против 250 отклонил поправки польских и финских депутатов. Смысл компромисса в том, что он позволяет «хранить традиции, не нанося ущерба рынку». Ведь в отличие от коньяка и виски, водка делается из этилового спирта, вкус которого не зависит от сырья. Только от качества перегонки, воды и добавок. А для особо привередливого потребителя закон предусмотрел обязательную информацию на этикетке о нетрадиционном происхождении водки. «Если принять условия «традиционалистов», – заявил герр Штельхардт корреспонденту «НИ», – то закон заставил бы многих производителей водок, например, «Горбачев», уйти с рынка без каких либо претензий к качеству или санитарным нормам».

Скандинавы не ожидали столь сокрушительного поражения. «Водочная коалиция проиграла винной при посредничестве пивной». Так прокомментировал ситуацию финский депутат Лассе Лехтинен. Да, схватка за «огненную жидкость» велась в ЕС более двух лет, ударив по печени не одному десятку высокопоставленных политиков. Многие этапы переговоров сопровождались обильными возлияниями, во время которых законодатели и чиновники пытались разобраться, отличаются ли разные сорта водки на вкус. И что в итоге? «Отныне водку можно делать из любой гадости и использовать ее для мытья окон. Права потребителей нарушены!» – возмущается датский европарламентарий Нильс Буск. Он призвал страны «водочного пояса» ответить масштабной кампанией просвещения граждан ЕС, с тем чтобы покупатели, прежде чем покупать «кота в мешке», тщательно смотрели на этикетки с описанием состава продукта.

Часть критически настроенных экспертов считает, что решение парламентариев откроет шлюзы для экспериментов с любимым народным напитком. Уже сейчас многие производители дистиллируют водку из самых экзотических продуктов, например из бананов. Отныне психологические и юридические границы для выбора исходных материалов исчезнут полностью. Еще одним следствием компромисса станет постепенное падение цен на «огненную воду», поскольку в борьбу за многомиллиардный рынок включатся компании, использующие весь спектр дешевого сырья.

ПОЛЬША ПРОДОЛЖИТ БОРЬБУ ЗА «ЧИСТЫЙ ПРОДУКТ»

Решение Европарламента по «водочному вопросу» возмутило поляков до глубины души. «Такого дилетантизма уж от кого-кого, а от евродепутатов мы не ожидали», – заявили «НИ» в Польском объединении спиртопроизводителей (ПОС). Действительно, не помогли ни сувениры с пластиковыми картошкой, свеклой и зерновыми, ни реальные водочные угощения, щедро раздававшиеся в Страсбурге польскими депутатами-социалистами. Особое негодование в Варшаве вызывает то, что когда речь идет о виски и винах, «еврократы» напоминают о «вековых традициях», а когда речь заходит о водке – о «равных правах для всех производителей». Глава ПОС Роберт Гардинмский заявил, что расширение списка ингредиентов для производства водки больнее всего ударит по производству этого напитка в Польше и странах Скандинавии. Польское министерство сельского хозяйства уже объявило, что продолжит борьбу за «чистый продукт».

Новые Известия

***