Бесхозная Daewoo. Наследники делят «вселенную»
Марки, содержащие слово Daewoo, сейчас лишены правовой защиты в России — так окончилась попытка узбекского автопроизводителя “Уздэуавто” зарегистрировать бренды Nexia, Matiz и Damas. За ничей бренд сейчас спорят Daewoo International и Daewoo Electronics — наследники одноименной корейской корпорации.
В мае 2007 г. правительство Узбекистана подписало соглашение о сотрудничестве с концерном GM, компания “Квингрупп”, многолетний представитель завода “Уздэуавто” в России, потеряла дистрибуторские полномочия, а юридическая фирма “Шевырев и партнеры” лишила правовой охраны в России очередной товарный знак, включающий слово Daewoo. Все три события — финал драматической истории раздела наследства корейской корпорации Daewoo, признанной банкротом в 1998 г.
Узбекский демарш
“Уздэуавто”, созданное в 1992 г. на паритетной основе государственной компанией “Узавтосаноат” и Daewoo для сборочного производства легковых автомобилей, в 2005 г. выкупило долю корейской компании у ее кредиторов. Оно решило получить и бренды обанкротившегося партнера — Nexia, Matiz, Damas, под которыми выпускала соответственно седаны, малолитражки и мини-вэны. Ее официальный российский импортер — компания “Квингрупп” обратилась в фирму “Шевырев и партнеры” с просьбой зарегистрировать на “Уздуэавто” эти автомобильные знаки и саму марку UzDaewoo, вспоминает патентный поверенный фирмы Петр Пермяков. В “Уздэуавто” утверждают, что беспокоились о будущем брендов. “Компания GM DAT (образованная корпорацией GM на базе выкупленных заводов Daewoo. — «Ведомости») не перерегистрировала на себя в России товарные знаки, ранее принадлежавшие Daewoo Motor. В этой ситуации любое лицо могло обратиться в патентные органы и зарегистрировать знак на себя. Такая ситуация ставила под удар наши интересы в России”, — объясняет менеджер отдела маркетинга “Уздэуавто” Жахонгир Акрамов. Одна из марок — Nexia — действительно осталась бесхозной: ее регистрация на Daewoo Motor закончилась в 2004 г. А вот права на Matiz в России согласно документам Роспатента с того же года принадлежали GM DAT, а на Damas еще с 2002 г. — корейской Daewoo International Corporation, получившей от “большой” Daewoo права на большинство марок, включая одноименный зонтичный бренд.
Работая над заказом, “Шевырев и партнеры” в 2006 г. лишила правовой охраны знаки Damas и Matiz — GM и Daewoo International не смогли доказать, что используют эти бренды, ведь автомобили с такими названиями производило только “Уздэуавто”. Одновременно юристы подали заявки на регистрацию брендов.
Выгодное предложение
Год назад “Уздэуавто” получило свидетельство на знак Damas, на очереди были Nexia и Matiz, но в дело вмешалась GM. В “Шевырев и партнеры” обратилась компания “Союзпатент”, защищающая интересы GM, с требованием вернуть чужие бренды владельцу, рассказал Пермяков. “Уздэуавто” легко уступило — все марки в конце 2006 — начале 2007 г. были зарегистрированы на GM DAT. При этом автоконцерн их не использует. “Уздэуавто” защитило марки, а потом спокойно передало их владельцу, утверждает Акрамов. Однако у экспертов есть другое объяснение его сговорчивости. В мае 2007 г. правительство Узбекистана подписало с GM DAT стратегическое соглашение о сотрудничестве, предусматривающее модернизацию Nexia и Matiz, дальнейшую локализацию производства, составляющую сейчас 54%, и даже возможность производства на “Уздэу” новых моделей. Незадолго до этого, по данным “Прайм-ТАСС”, GM DAT пообещала стать акционером “Уздэуавто” и построить в Узбекистане завод по производству двигателей. Выгодных условий сотрудничества узбеки добились именно с помощью патентной войны да еще обещаний продать свой завод корейской Hyundai Motor, считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Права на Nexia и Matiz стали для “Уздэуавто” рычагом давления на международный автоконцерн, соглашается менеджер компании, занимающейся лицензионной сборкой иномарок в России.
Как бы то ни было, запущенные “Уздуэавто” патентные процессы могут поссорить претендентов на другие марки Daewoo.
Полная ликвидация
Изменения в статусе “Квингрупп” не повлияли на судьбу знака Daewoo в России. “Шевырев и партнеры” продолжала выполнять поставленную этой компанией еще два года назад задачу. Регистрируя на узбекского автопроизводителя марку UzDaewoo, юристы досрочно лишили правовой охраны несколько знаков, содержащих слово Daewoo, рассказывает Пермяков. Daewoo International с января 2006 г. по май 2007 г. потеряла в России права на четыре товарных знака: Daewoo, “Дэу”, Daewoo Plaza и традиционный логотип в виде овала с разрезами. Производитель бытовой техники Daewoo Electronics, уцелевший после банкротства материнской корпорации, лишился регистрации на одноименный знак по нескольким классам МКТУ. Впрочем, он по-прежнему может продавать и рекламировать под ним в России бытовую технику. А вот чтобы производить технику марки Daewoo, компании приходилось платить лицензионные отчисления Daewoo International.
Растащили по черточкам
На оставшийся без защиты бренд началась охота — теперь в ней участвуют наследники корейской Daewoo. Заявку на регистрацию Daewoo по классу автомобилей первой в декабре 2006 г. подала Daewoo International. Если Роспатент зарегистрирует знак, “Уздэуавто” придется получать у Daewoo International разрешение ставить на свои машины шильдик Daewoo. В этой же заявке Daewoo International просит вернуть ей регистрацию знака в отношении всей бытовой техники и электроники, производимой Daewoo Electronics. Последняя тоже надеется извлечь пользу из правового вакуума. Еще в мае 2006 г. она подала в Роспатент заявку на регистрацию совершенно нового логотипа Daewoo, под которым в случае удачи рассчитывала производить и продавать технику. В отличие от классического бренда буква “а” в нем изображена без перекладины, “е” — тремя горизонтальными черточками, а “w” — как “v” с добавлением наклонной черты. Обращаясь в патентное ведомство, Daewoo Electronics не испытывала большого оптимизма, признается патентный поверенный Лариса Мыскова, представляющая интересы корейской компании, потому что в то время еще действовала регистрация знака по соответствующим классам на Daewoo International. “Роспатент мог признать эти знаки схожими до степени смешения и отказать Daewoo Electronics в регистрации”, — соглашается Владимир Шитиков, патентный поверенный из Baker & McKenzie. Теперь, когда “Шевырев и партнеры” добилась отмены регистрации знака в отношении бытовой техники и электроники, Daewoo Electronics будет проще зарегистрировать свой вариант знака, потому что она подала заявку раньше других претендентов, считает Мыскова.
Заместитель руководителя российского офиса Daewoo International И Чжонби не смог прокомментировать ситуацию, сославшись на то, что все вопросы решаются в головном офисе в Корее.
ЗАКАТ ИМПЕРИИ
Основанная в 1967 г. корпорация Daewoo, название которой переводится как “Великая вселенная”, к середине 90-е гг. XX в. включала более 30 крупных подразделений, производящих различную продукцию — от полупроводников и телевизоров до автомобилей и кораблей, с общей стоимостью активов $98,9 млрд. Ее подкосил азиатский кризис 1998 г.: долги группы достигли $80 млрд, головная компания была обанкрочена, а подразделения проданы. Так, производитель электроники Daewoo Electronics достался клубу кредиторов во главе с корейскими Woori Bank и Korea Asset Management, безуспешно пытающемуся продать этот актив. Контрольный пакет автомобильной Daewoo Motor приобрела в 2002 г. компания General Motors, создавшая на ее базе компанию GM Daewoo Automotive and Technology (GM DAT). Завод по производству грузовиков Daewoo Commercial Vehicle купила индийская Tata Motors. Судостроительная Daewoo Heavy в октябре 2000 г. была разделена на Daewoo Heavy Industries Machinery, Daewoo Shipbuilding Marine Engineering и Daewoo Heavy Industries, которые обзавелись новыми владельцами. Оставшиеся активы группы в декабре 2000 г. кредиторы поделили еще на три компании: торгово-инвестиционную Daewoo International, строительную Daewoo Engineering & Construction и Daewoo Corporation. Права на бренд Daewoo были переданы Daewoo International. По словам заместителя руководителя российского офиса И Чжонби, все компании, использующие бренд Daewoo, платят роялти Daewoo International.
Странам СНГ в наследство от Daewoo досталось два совместных предприятия, которые не захотела покупать GM: сборочное производство седанов Daewoo Lanos на мощностях Запорожского автомобильного завода и “Уздэуавто”, созданное в 1996 г. на паритетных основах узбекской государственной ассоциацией “Узавтосаноат” и Daewoo Motor.
Весь материал читайте в свежем номере газеты «Ведомости»
*