Итальянский концерн FIAT, с которого началась история АвтоВАЗа, вновь может стать технологическим партнером российского автопроизводителя. ОАО АвтоВАЗ намерено купить у FIAT автомобильные платформы классов А и В и создать СП по производству двигателей. Проекты, которые оцениваются в $2 млрд, руководство АвтоВАЗа предлагает финансировать за госсчет. Если партнерство состоится, завод закроет всю продуктовую линейку новыми моделями.

Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ

Вчера глава совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов заявил Ъ, что АвтоВАЗ «покупает у FIAT новую платформу автомобиля класса А». Он пояснил, что речь идет «об одной из последних разработок FIAT – небольшом молодежном автомобиле чуть больше «Оки» стоимостью не более ?5 тыс.». АвтоВАЗ намерен организовать выпуск таких машин в объеме 100-150 тыс. штук в год, автомобили будут продаваться под брэндом Lada. Кроме того, по словам господина Чемезова, АвтоВАЗ «думает над покупкой у FIAT права производства модели Panda (класс B, стоимость в РФ от $13 тыс.– Ъ) или разработкой на ее платформе новой модели» для российского рынка.

Другим совместным проектом АвтоВАЗа и FIAT станет «создание полноценного двигательного производства мощностью 1,5 млн двигателей в год». Сергей Чемезов уточнил, что FIAT сам предложил выпускать в Тольятти бензиновые двигатели объемом 1,4, 1,6 и 1,8 л и, возможно, 2 л. «Планируется, что АвтоВАЗ будет закупать у FIAT готовые двигатели и постепенно организует их сборку»,– пояснил Ъ господин Чемезов. Сроков запуска проектов и размер инвестиций он не уточнил. Глава «Рособоронэкспорта» рассчитывает, что проекты будут финансироваться в том числе из инвестфонда: «Во всяком случае, президент Владимир Путин недавно указал Минэкономразвития, что стоит поддерживать не только иностранных, но и российских автопроизводителей».

Соглашения с FIAT о партнерстве, по словам Сергея Чемезова, планируется подписать «в конце лета либо в сентябре-октябре». Он пояснил, что на следующей неделе делегация АвтоВАЗа отправится в Италию «для проработки деталей контракта». В головном офисе FIAT ситуацию не комментировали. В ОАО «Северсталь-авто» (дистрибутор FIAT в России) также отказались прокомментировать проект концерна с АвтоВАЗом, отметив лишь, что «все договоренности с FIAT (в частности, о сборке в России легковых моделей Albea, Doblo, Linea и коммерческого грузовика Ducato) соблюдаются».

Таким образом, АвтоВАЗ анонсирует едва ли не наиболее значимый проект с момента прихода на завод команды управленцев ФГУП «Рособоронэкспорт» в декабре 2005 года. С тех пор руководство АвтоВАЗа вело переговоры, в частности, с Renault о покупке новой платформы «бюджетного» автомобиля и выпуске двигателей. Однако они провалились (см. Ъ от 15 декабря 2006 года) – как поясняли Ъ в Renault, потому что «Renault занимается продажей машин, а не технологий». Теперь АвтоВАЗ возвращается к своему технологическому партнеру еще времен СССР: как известно, завод начал строиться в 1967 году в партнерстве с FIAT, а модели концерна стали прототипом автомобиля «Жигули».

О какой модели FIAT класса A идет речь, на АвтоВАЗе не уточняют. Ближе к осени FIAT намерен представить в Италии новую модель класса A FIAT-500. Она построена на модернизированной платформе FIAT Panda (двигатель 1,2-1,4 л) и, как декларирует концерн, станет «доступной для молодежи альтернативой Mini» (брэнд BMW Group). По словам источников Ъ на АвтоВАЗе, новая модель FIAT могла бы стать заменой «классике», которую планируется снять с производства к 2010 году.

Первый камень своего двигательного завода АвтоВАЗ заложил еще в июле 2006 года (см. Ъ от 24 июля), однако проект не стартовал. АвтоВАЗ вел переговоры о партнерстве в нем с General Motors, однако пока они окончились ничем. По оценкам главы Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаила Блохина, на создание двигательного производства партнерам потребуется не менее $1,5 млрд. В организацию производства новой модели класса A, по оценкам господина Блохина, завод инвестирует «не более ?500 млн, так как этой суммы достаточно для закупки прессов, штамповых форм, а также оборудования для окраски и сварки кузова и сборки автомобиля». Остальные компоненты, по мнению господина Блохина, АвтоВАЗ будет закупать за рубежом, в том числе у FIAT, «а это неплохая возможность для концерна снизить свои издержки при производстве новой модели». Руководитель подразделения Ernst & Young по оказанию услуг предприятиям автопрома Иван Бончев отмечает, что за счет партнерства с FIAT АвтоВАЗ стремится закрыть всю продуктовую линейку. АвтоВАЗ уже договорился с канадской Magna о разработке машины класса С, а FIAT мог бы предоставить ему машины класса A и B, констатирует эксперт. Коммерсантъ

***