В Петербурге в Доме кино открылся XVII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку».

Единственный в России, помимо Московского, кинофестиваль, входящий в номенклатуру FIAPF – международной организации, регистрирующей фестивали и присваивающей им категории, как уже стало привычным за последние годы, открылся, несмотря на бремя финансовых проблем. Тем не менее он не поступился традицией каждый год привозить в Петербург «небожителей» документального или анимационного кино.

В этом году такой приглашенной звездой стал 86-летний классик Ричард Ликок, работавший фронтовым фотографом на Дальнем Востоке еще во время второй мировой войны, ставший затем оператором, режиссером, неутомимым модернизатором кинокамеры, иконой для всех, кто исповедует принцип «киноправды». Самый знаменитый из десяти фильмов Ричарда Ликока, привезенных в Петербург,– «Первичные выборы» (Primary, 1960), дневник предвыборной кампании Джона Кеннеди. Дрожащая рука будущего президента, ожидающего результатов голосования, мгновенно стала хрестоматийным образом.

По состоянию здоровья не смог приехать польский режиссер Ежи Гофман, известный в России прежде всего как автор исторических блокбастеров «Пан Володыевский» и «Потоп». Но «Послание к человеку» даст возможность узнать его с неожиданной стороны, как человека, создавшего в конце 1950-х – начале 1960-х годов совместно с Ежи Скужевски 27 документальных фильмов, ставших для своей эпохи сенсацией: о варшавских хулиганах, детях алкоголиков, буднях ипподрома, католических паломниках, разыгрывающих ежегодно в Кальварии Забжидовской мистерии страстей Христовых.

Тематически и интонационно к фильмам Ежи Гофмана и Ежи Скужевски примыкает так называемая черная серия, выпущенная на Варшавской студии документальных фильмов в 1956-1959 годах группой молодых режиссеров во главе с Иржи Боссаком. Пожалуй, более мрачного образа действительности в кинематографе социалистических стран так и не было создано: разваливающиеся без всякой войны дома, фланирующая шпана, проститутки, вырождение маленьких городов.

Что же касается основных конкурсов, международного и национального, то интернациональное жюри возглавляет режиссер Константин Лопушанский, имеющий у мировой кинокритики репутацию самого последовательного ученика Андрея Тарковского, а жюри конкурса «Окно в Россию» – режиссер, художественный руководитель студии «Леннаучфильм», автор множества биографических фильмов Валентина Гуркаленко. Среди фильмов, которые предстоит оценить национальному жюри,– «Юрий Арабов. Механика судьбы» Аркадия Когана, монолог известного поэта и сценариста; «Он ругается матом» Тофика Шахвердиева – портрет Сергея Шнурова (Шнура); «Ковчег» Елены Демидовой, хроника поездки жителей Уренгоя в Адлер. Очевидно, самый известный в мире российский документалист и постоянный участник «Послания» Сергей Лозница на этот раз представлен короткометражной «Артелью»: можно заранее поспорить, что на протяжении получаса зрители будут наблюдать за монотонными, но завораживающими бессмысленно-осмысленными действиями членов рыбацкой артели.

"Коммерсантъ"

*