АвтоВАЗ отказался от проекта по строительству нового завода по производству двигателей и коробок передач. Принято решение о модернизации действующего производства и освоении на нем производства новой линейки двигателей собственной разработки в том числе и для проекта С, который тольяттинский автозавод осуществляет совместно с Magna.

Отказавшись от идеи строительства нового завода по производству двигателей и коробок передач, АвтоВАЗ сможет сэкономить порядка 150 млн рублей

Фото: АРТЕМА ПИГАРЕВА

Модернизация обойдется предприятию в полтора-два раза дешевле строительства отдельного завода. Эксперты считают, что на долгосрочную перспективу это не лучшее решение, однако отмечают, что модернизация позволит заводу выиграть время для обновления своего модельного ряда.

Как стало известно „Ъ“, АвтоВАЗ отказался от планов по строительству собственного завода по производству двигателей и коробок передач. Напомним, о начале его строительства было объявлено год назад. Его мощность должна была составить 600-700 тыс. двигателей в год, а стоимость проекта $400 — 500 млн.

Как заявил „Ъ“ один из топ-менеджеров автозавода, производство новых моторов будет освоено на старой производственной площадке в механосборочном производстве автозавода, и это обойдется значительно дешевле строительства нового завода. Причем, как пояснил собеседник „Ъ“, пока планируется производить силовые агрегаты только собственной разработки: объемом 1,4 и 1,6 л для Lada Kalina, 1,6 и 1,8 л для Lada Priora. Предполагается также наладить выпуск двух модификаций двигателей для проекта С, который АвтоВАЗ намерен выпускать на совместном предприятии с Magna, объемом 1,8 и 2,0 л. Напомним, ранее руководство завода заявляло о намерении оснастить свою модель класса С мотором разработки Porsche. «Переговоры с Porsche ведутся и сейчас, но мы должны проработать все варианты, в том числе и с выпуском двигателя собственной разработки», — подчеркнул менеджер предприятия.

Кроме того, прорабатывается возможность выпуска на существующем производстве новой линейки коробок передач для Lada Kalina и Lada Priora с увеличенной размерностью сцепления и более высоким крутящим моментом, а также ряда комплектующих, например, облегченной шатунно-поршневой группы для моторов к Lada Priora, которые в настоящее время поставляет на АвтоВАЗ Federal-Mogul Corporation. По словам менеджера, модернизация существующего производства обойдется существенно дешевле строительства нового завода, однако насколько конкретно, уточнить отказался.

По оценкам независимых аналитиков, модернизация существующего производства должна обойтись АвтоВАЗу в $300 млн, что дешевле примерно в полтора-два раза, чем строительство нового завода. Но, между тем, эксперты негативно оценивают решение об отказе АвтоВАЗа от строительства собственного производства двигателей. Так, аналитик консалтингового агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечает, что в современном автомобилестроении имеет место обратная тенденция: ведущие мировые автопроизводители либо строят собственные заводы по производству двигателей, либо покупают их у других автоконцернов. «Подобного рода специализация обозначилась уже давно: ведущие позиции в двигателестроении занимают BMW и Audi, — говорит господин Удалов. — Они выполняют заказы других крупных автоконцернов, например, Peugeot». Сергей Удалов не исключает, что на долгосрочную перспективу АвтоВАЗ все же вернется к идее строительства отдельного производства двигателей, заявляя, что проект строительства моторостроительного завода возникал на АвтоВАЗе уже дважды и всякий раз его отклоняли в пользу развития существующего производства. «Не исключено, что этот проект возникнет и в третий раз», — предположил господин Удалов.

Аналитик ИК «Финам» Константин Романов согласен с тем, что на долгосрочную перспективу строительство собственного производства двигателей для Волжского автозавода выглядит предпочтительнее, отмечая, однако, что «модернизация действующего производства, кроме экономии, позволит выиграть время, которого у автогиганта остается все меньше — конкуренция усиливается, и прежде все, со стороны иностранных производителей». Начальник аналитического отдела ИГ «Вика» Алексей Павлов поддерживает общее мнение, отмечая, что «двигатели всегда были слабым местом АвтоВАЗа. Однако, в целом решение о модернизации действующего производства он расценивает как «шаг в правильном направлении».

«Устаревшие технологии и оборудование являются главным препятствием на пути развития отечественного автопрома вообще и АвтоВАЗа в частности, — заявляет господин Павлов. — Лишь за счет модернизации и внедрения современных ноу-хау на производстве можно скинуть те самые $1000-2000 со стоимости Kalina, о чем сейчас так мечтает менеджмент автозавода».

Между тем, на самом АвтоВАЗе также не исключают возможность возврата к идее строительства нового завода двигателей. Один из специалистов даже заявил, что это может произойти «к 2012 году, когда проблема силовых агрегатов встанет перед АвтоВАЗом с особой остротой». «Те двигатели, которые завод сможет выпускать на действующем производстве, уже не смогут удовлетворить потребителя», — считает собеседник „Ъ“. Коммерсантъ — Поволжье

***