Реформа ЖКХ в Самарской области: Первоочередная задача – помочь гражданам реализовать их право на осознанный выбор способа управления своими домами
На днях в мэрии города Самары прошла встреча Рабочей группы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства области и внесению изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации с представителями городских властей.
Главная проблема, которая была поднята на этой встрече членами Рабочей группы, в том, что уровень понимания населением вопросов реформы ЖКХ остается низким. До 1 мая 2008 года муниципальные власти должны провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов, в которых не выбран способ управления. В то же время большинство собственников жилья не задумываются о том, что у них есть возможность провести общие собрания и самостоятельно определить будущее своего дома. На сегодня общая площадь жилищного фонда Самары составляет 24,2 млн. кв. м. Из них лишь 4 млн. кв. м находятся в управлении ЖСК и ТСЖ. Из общего количества многоквартирных домов в области (24 тыс.) жители только 15% провели общие собрания собственников помещений и определились со способом управления.
Поэтому на заседании обсуждался проект соглашения о совместной деятельности Рабочей группой и муниципалитета по ведению разъяснительной работы с населением.
Со своей стороны Рабочая группа ведет большую разъяснительную работу с населением. Так, в Самаре при поддержке Правительства области организованы семинары по вопросам реформы. Их участникам раздается пособие для начинающих собственников жилья «Всем, кто любит свой дом», переизданное Правительством области с учетом последних изменений в законодательстве. Изготовлена и электронная версия брошюры. На одном из областных телеканалов регулярно выходит обучающая программа «Азбука домовладельца», которая готовится при помощи представителей общественных организаций, в том числе, по материалам семинаров. Члены рабочей группы лично ведут прием граждан в Самаре и других муниципальных образованиях, где также помогают разобраться в вопросах реформы, оказывают юридическую помощь. Однако эта огромная работа не может вестись только усилиями общественности, без помощи муниципальных властей.
По мнению членов Рабочей группы, у муниципальных властей и общественности на сегодня нет более важной задачи, чем содействие осознанному выбору собственниками жилья способа управления своими многоквартирными домами.
Одной из главных причин пробуксовки жилищной реформы на сегодня является высокая степень износа жилищного фонда. Собственники не хотят брать на себя заботы по замене дырявых кровель и протекающих труб. Прежде чем передать дом в управление людям, необходимо привести его в надлежащее состояние. Поэтому сегодня на федеральном уровне рассматривается вопрос о создании специального фонда, в котором будут аккумулироваться средства на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов на условиях софинансирования со стороны региональных, местных бюджетов и самих граждан. Однако существует опасность неготовности муниципалитетов к распределению этих средств. Для их рационального и эффективного использования и реального проведения качественных капремонтов необходимо четко знать, кто станет их получателем — ТСЖ, управляющие компании или отдельные собственники?
Поэтому городские власти должны быть особенно заинтересованы в том, чтобы собственники помещений определились со способом управления. Члены рабочей группы считают, что даже если они не готовы сделать свой выбор, то муниципалитет как собственник части помещений вправе инициировать проведение общих собраний, при этом не имеет права навязывать ту или иную управляющую организацию. Кроме того, по мнению членов рабочей группы, городской администрации организовать собрания гораздо проще, благодаря отлаженной форме взаимодействия с населением – ТОСам.
Выбор того или иного способа управления даст людям реальную возможность контролировать расходование средств на содержание и эксплуатацию своего дома, а в перспективе — тех средств, которые будут выделяться на капитальный ремонт из федерального, регионального и местного бюджетов.
Таким образом, цель Рабочей группы – не формальное подписание соглашения с администрацией города, а выполнение плана мероприятий по разъяснительной работе и инициирование массового проведения общих собраний собственников по выбору способа управления. Этот план члены Рабочей группы рассчитывают утвердить одновременно с подписанием соглашения.
Председатель Рабочей группы В.И.Часовских: «Хочу обратиться к жителям города Самары с просьбой. Пока летнее время, пока вы можете собираться во дворах, проводите организационные собрания, определяйтесь с формой управления вашим многоквартирным домом. Потому что зимой такие собрания будет провести гораздо тяжелее. Имейте в виду, что пока муниципалитет не провел открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для ваших домов, у вас как у собственников есть возможность самостоятельного выбора».
Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области
*