Проблему ветхого жилья власти планируют решить к 2012 году
В конце прошлой недели Госдума утвердила в первом чтении законопроект о создании в России Фонда по содействию реформированию ЖКХ. Разработчики проекта обещают на средства фонда – а это 240 млрд. руб. – расселить аварийные дома и провести капитальный ремонт жилых зданий к 2012 году. По словам некоторых депутатов, в проекте очень много недоработок. В частности, люди, живущие в аварийных домах, рискуют стать заложниками чиновников.
Фонд реформирования ЖКХ создается по инициативе президента. Объем его финансирования составит 240 млрд. руб., из них 95 млрд. будет направлено на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, 145 млрд. – на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Фонд получит статус госкорпорации и будет действовать до 2012 года, распределяя средства между регионами. Напомним, в настоящее время общая площадь ветхого жилья в РФ составляет 100 млн. кв. м, аварийного – 11,257 млн. кв. м. Всего, по оценкам экспертов, на проведение ремонта требуется около 3 трлн. руб. Управлять фондом будут наблюдательный совет, правление и генеральный директор.
Самое интересное в законе – это то, как прописан порядок отбора претендентов на государственные деньги, которых, как ясно из предыдущих расчетов, нам все равно не хватит. Для того, чтобы получить средства фонда, регионы и муниципалитеты должны выполнить ряд условий. Вот основные из них: привлекать частный бизнес в управление коммунальным комплексом; увеличивать количество товариществ собственников жилья; формировать земельные участки под многоквартирными домами, предоставлять льготы и субсидии в денежной форме, прекратить перекрестное субсидирование.
Именно эти условия и подвергаются жесткой критике со стороны некоторых депутатов Госдумы. Как сообщили «НИ» в парламентском комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, «выполнить все эти условия в поставленные сроки нереально». Во-первых, критики законопроекта не верят, что за 5 лет власти сделают то, чего им не удавалось за 14 лет реформы ЖКХ. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, судьба жителей аварийных домов по сути будет зависеть от того, выполнят те или иные чиновники все предписанные в законе требования или нет. Например, одно из условий предоставления средств на капремонт – собрать с собственников ветхого дома 5% от стоимости ремонтных работ. Нет этих денег – не будет и 95%, которые может дать государство. Может, но не даст, а устоит дом или разрушится – дело десятое. А поскольку в ветхих и аварийных домах наши состоятельное сограждане, как правило, не проживают, есть большие сомнение в том, что их куда более бедные соотечественники смогут набрать необходимые суммы. Ведь многим из них не хватает даже на то, чтобы вовремя и полностью вносить квартплату. Поэтому, делают вывод депутаты, условие это заведомо невыполнимо.
Сомнение вызывает выполнимость и другого требования для получения денег из фонда: к 2010 году уже 30% домов должны быть в управлении товарищества собственников жилья. Выполнить это условие мешают, по сути, сами власти, которые обязуются только к 2011 году установить графики межевания земли на территориях при жилых домах. Так что можно создавать товарищества, но чем они будут управлять, пока неизвестно, напоминают депутаты.
Никто в общем-то не спорит с тем, что частный бизнес должен прийти в сферу проведения ремонтных работ. Это позволит бороться с монополистами типа РЭУ, и ЖЭКов, и ДЕЗов, создаст здоровую конкурентную среду. Но разработчики закона пошли дальше – они предлагают и электро-, тепло- и водоснабжение вывести из под государственного контроля и отдать в частные руки. Критики документа опасаются, что в результате получится та же локальная монополия, только под контролем бизнеса, и государство не сможет влиять на цены. Что же до надежды на наше антимонопольное законодательство, то оно, полагают некоторые депутаты, у нас не такое уж жесткое, чтобы так рисковать. Вспоминается и печальный опыт европейских стран, где приватизация водоканалов привела к снижению качества воды и увеличению ее стоимости. Ну а ликвидация перекрестного субсидирования и проведения монетизации льгот в сфере ЖКХ до 2010 года – это дело исключительно местных чиновников, и связывать их успехи с правом граждан на капремонт, мягко говоря, не вполне справедливо.
Во всем документе не вызывает сомнения, пожалуй, лишь порядок содержания членов правления фонда. Тут все четко и ясно. «Средства фонда будут лежать в банке, и проценты от 240 млрд. пойдут на содержания правления. Если же этих денег не хватит, то каждый год от оставшейся суммы будет начисляться дополнительно по 0,1% . Естественно, членам правления будет невыгодно, чтобы эта сумма уменьшалась», – рассказали «НИ» в Госдуме.
*