Если вы не пожалеете времени и покопаетесь на сайте Toyota, вас ждет сюрприз — Corolla за $14 400. Вполне приличный 1,8-литровый мотор, масса полезных штучек: магнитола, электрозеркала и т. п. А цена, сами понимаете, смешная. Следующий шаг — “поиск вашего дилера”. И тут сайт предлагает выбрать любой из 50 американских штатов. Иностранцам, как всегда, везет. У нас такая Corolla с прошлой недели подорожала на $400 — до $19 000.

Это третье повышение цен за год. Но не спешите завидовать. Просто у американского авторынка проблемы. Немцам, например, та же Corolla обойдется в $20 000. А в Польше, вдвое отстающей от Германии по ВВП на душу населения, зато демонстрирующей стабильный автомобильный рост, она стоит целых $22 000.

Повышение цен на свои автомобили в России Toyota объяснила ростом транспортных расходов. Аналитики российского отделения A. T. Kearney даже подсчитали, что за прошлый год они выросли на 20%. Но ведь в начале тысячелетия Corolla стоила у нас меньше $11 000: 70-процентный рост цены покрыл бы любые транспортные издержки. Не в них дело. VW Golf за последние семь лет подорожал в России на 13,3% — примерно на 1,8% в год. А в пересчете на евро даже подешевел. Зато Passat за то же время вырос в цене на целых 33%. Очень просто: все эти годы именно Passat оставался самой продаваемой российской моделью VW.

После августовского кризиса, когда “Жигули” в России можно было купить за $2500, никакая иномарка класса C не имела права стоить под $20 000. Времена изменились, “Жигули” подорожали вдвое, и странно было бы ожидать, что производители иномарок не отреагируют на это самым доступным для них способом. Россия подтянулась по ценам к Европе, но еще не догнала ее. Например, Ford Focus, цены на который начинаются у нас с $13 000, в Германии стоит в минимальной комплектации почти $20 000. Ценам, увы, еще есть куда расти.

Вопрос в другом: почему мировые автоконцерны не торопятся воспользоваться моментом, пока в России сохраняется неудовлетворенный спрос на автомобили, и побыстрее удовлетворить его с выгодой для себя?

И головные офисы, и представительства на местах очень консервативны в своих прогнозах продаж, объясняет директор по российским продажам международной аналитической компании Jato.com Андрей Дворецков. Прошлогодний 65-процентный рост никто не предсказал. Хотя предпосылок было множество: рост зарплат, развитие автокредитования, скачок цен на недвижимость, из-за которого многие накопления вместо квартиры превращаются в автомобиль. А большинство российских автопредставительств обещали своим головным офисам не больше 40% роста, говорит Дворецков. Ведь неудовлетворенный спрос лишь усиливает ощущение популярности марки. Нераспроданные остатки гораздо хуже.

Но если машины все равно раскупают, зачем так упорно их рекламировать? Реклама в отличие от роста поставок никаких рисков в себе не несет. Представительства тратят на нее традиционный 1% оборота — в основном ради поддержания имиджа марки. Автомобильная реклама создает видимость жестокой конкурентной борьбы на рынке, которой на самом деле нет. А нехватка машин, разговоры о которой с удовольствием поддерживают дилеры, наблюдается главным образом в сегменте немассовых моделей: дольше всего приходится россиянам ждать Honda Civic и новые паркетники Nissan Qashqai и Suzuki SX4. Ни один из них не попадает в топ-лист 25 самых продаваемых моделей. Из бестселлеров в дефиците только Toyota Corolla и Ford Focus. Надолго ли? Toyota и так потратилась на российский завод и едва ли станет рисковать дважды. А оперативность Ford в увеличении мощности своего завода во Всеволожске всем хорошо известна. Рискнуть, чтобы резко обогнать конкурентов? В принципе в России и так неплохо.

Весь материал читайте на страницах «Ведомости — SmartMoney»

"Ведомости — SmartMoney"

*