В Министерстве образования и науки прошло первое обсуждение нового положения об олимпиадах школьников. По сведениям «НИ», в ходе дискуссии прозвучали предложения сократить число «олимпийских» предметов. Эксперты считают это еще одной угрозой, нависшей после внедрения ЕГЭ над особо одаренными детьми. Ведь такое сокращение – преграда при их будущем поступлении в вузы.

Будущих абитуриентов стандартизация знаний берет в тесное кольцо.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Не исключено, что скоро в российские институты нельзя будет поступить на основании олимпиад по дисциплинам, не входящим в обязательную школьную программу. К ним относятся, например, экономика, правоведение, технологии и предпринимательство. Эти изменения могут быть внесены в новый проект об олимпиадах школьников. «У нас прошло рабочее совещание, на котором обсуждалась концепция документа, – разъяснили «НИ» в Министерстве образования и науки. – Его идея в том, чтобы расширить возможности для выявления талантливых детей и облегчить им поступление в вуз. Но пока проект не готов, и участники совещания высказывали лишь свои предложения».

Заметим: школьные олимпиады – гордость отечественной педагогики. Десятки их победителей стали научной элитой страны. Это тот самый ребенок, которого ни в коем случае нельзя выплеснуть из тазика наших образовательных реформ вместе с мутной водой. Министр Андрей Фурсенко не раз называл всероссийские и международные школьные олимпиады «делом большой государственной важности». Месяц назад он сообщил о начале работы над списком олимпиад, которые позволят школьникам поступать в вузы на льготных условиях. Он уверил, что их станет больше. И вдруг, точно гром средь бела дня на первом же обсуждении будущего положения об олимпиадах прозвучало мнение, что у нас «олимпийских дисциплин» слишком много. Эксперты считают: нет дыма без огня. Если уж взят курс на уравниловку, то и «олимпийцев» надо стричь под одну гребенку.

«Так называемые профильные олимпиады для многих – единственный шанс поступить в университет, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Но пока у нас мало что делается для поддержки творческой молодежи. Например, университеты имеют право проводить собственные конкурсы по «альтернативным» дисциплинам. На их основании студент может поступить в тот вуз, который организует олимпиаду. Ректоры неоднократно выступали с предложением законодательно разрешить проведение межвузовских олимпиад, в том числе и по «нешкольным» предметам. Тогда они смогли бы брать на основании конкурсов не одного студента, а десятки».

Такого же мнения придерживаются представители вузов. Правда, кое-кто из них признают некоторые олимпиады лишним балластом, но это связано с низким уровнем их организации. «Часто такие олимпиады сводятся к сочинениям или рефератам, – рассказал «НИ» проректор по финансово-экономическим вопросам Московского университета леса Евгений Комаров. – Но это не значит, что нужно запрещать саму идею таких конкурсов. Надо сначала вывести их на должный уровень, посмотреть, какой будет эффект, а уж потом говорить, что важное, а что второстепенное».

"Новые Известия"

***