В немецком Касселе открылась 12-я «Документа», крупнейшая выставка современного искусства, проходящая раз в пять лет. По традиции, заложенной еще в 1955 году, она длится ровно 100 дней, пишет «Независимая газета».

В Касселе выставки повсюду, даже на лужайках. Инсталляция Алана Секула.

Фото Reuters

На это время город, некогда бывший центром Европы, а после Второй мировой оказавшийся в «мертвой зоне» между Восточной и Западной Германией, преображается на глазах. Он вновь становится магнитом, на этот раз не для аристократов, но культурных туристов. На прошлой «Документе» побывали 650 тыс. человек – масштабы впечатляющие.

Как пишет газета «Новые Известия»: Проходящая раз в пять лет выставка-фестиваль «Документа» является своего рода Олимпийскими играми в артмире. Она определяет самые важные тенденции, имена и идеи в области современного искусства. В этом году кураторы всерьез задумались над тем, что такое модернизм и современность и решили показать лучшие формы XXI века. Среди избранных «олимпийцев» оказались три российских художника.

Фестиваль «Документа» – мероприятие категорически не коммерческое (организаторы потратили почти 20 млн. долларов из госсредств). Но ни для кого не секрет, что именно сюда приезжают мировые дилеры, чтобы понять, куда идет искусство, что нужно коллекционировать, или просто – что нынче в моде.

Жираф художника Питера Фридля встретился в Германии с «хлебным иконостасом» нашего Анатолия Осмоловского.

Фото: AP. JENS MEYER

О значительности «Документы» говорит уже тот факт, что журналистов на форум, который начался в минувшие выходные и продлится сто дней, аккредитовалось больше, чем даже на саммит «большой восьмерки» – более 3 тыс. человек. Немецкий городок Кассель, где творили сказочники братья Гримм, испытывает катастрофическое нашествие арттуристов, галеристов, звезд всех мастей и разного рода артистических фриков. Говорят, пять лет назад для граждан, заранее не озаботившихся местом в отеле, возвели на одной из площадей нары-стеллажи. В этом году таких колоний не было, но все койко-места оказались оккупированы в радиусе 50 километров. Но это ничуть не изменило демократизм смотра – трамваи от одной выставочной площадки к другой курсировали бесплатно, а самопальные галереи приглашали на вечеринки и приемы.

«НГ»: Список отобранного до последнего момента держался в тайне и был обнародован лишь перед открытием. В отличие от Венецианской биеннале здесь мало известных имен, все больше тех, с кем связывают будущее. Вообще вся подготовительная работа, проходившая прежде при участии масс-медиа, в этот раз была не то чтобы засекречена, но как-то упрятана под предлогом ее интимности. Ситуация объяснима: курирует «Документу» семейная пара – Роже Бюргель и Рут Ноак. Каждый из них специалист по выставкам (Бюргель даже был одно время секретарем у известного австрийского художника-провокатора Германа Нитша), так что семейственность в ведении дела трудно поставить в вину.

«НИ»: Главное на «Документе» – экспозиции, где перемешаны все произведения и авторы. Вот, например, в центре одного из залов Музея Фридрицианум установлена инсталляция «Фонтан» Андрея Монастырского – снимки золотых фигур фонтана «Дружба народов» ВДНХ, поставленные по кругу, а в центре круга – имитация снежного сугроба. Оммаж сталинизму, с одной стороны, и модернизму (явные параллели с фонтаном-писсуаром Дюшана), с другой. Рядом стоит еще один «Фонтан» из Китая – объект Ченга Гоугу (застывшие лавы воска). Поблизости – произведение концептуалистки Элеанор Энтин «Кровь поэта» – художница реально взяла в 1968-м пробы крови у сотни поэтов, чтобы зрители через микроскоп могли определить, чем она отличается от «обычной». Наконец, завершает эту линию «Русалка» Кэрри Джеймс Маршалл: у сказочной девы в исполнении Маршалл есть одно существенное отличие – она чернокожая. В общем, сплошная «водная феерия».

Из российских художников отобраны лишь трое: кроме Андрея Монастырского на самых видных местах – Анатолий Осмоловский (его инсталляция «Хлеб» из проекта «Верю») и Дмитрий Гутов. Даже по «русскому» десанту видно, что устроители ориентировались не на звезд, а на качество работ, не на эффектность, а на глубину. Именно эта страшно «не современная» идея вдруг стала выводом «Документы-2007»: сегодня уже невозможно оправдать халтуру, непрофессионализм и рекламную легковесность тем, что все они относятся к «модернизму». Качественное искусство по «кассельскому счету» должно выдержать конкуренцию с китайской каллиграфией и иконами Возрождения.

***