Нелишний билетик. Спекулянты и мошенники готовятся к гастрольному сезону западных звезд
Этим летом западные поп- и рок-звезды первой величины тянутся в Россию вереницей. В Москве появятся Джордж Майкл, Гэри Мур, Metallica, Aerosmith, в Петербурге – Элтон Джон и Rolling Stones. За последние годы случаи с мошенничеством вокруг билетов на «престижные» концерты приобрели массовый характер. Число подделок, вброшенных на «черный рынок», уже может превышать число реальных мест.
Билеты на «дефицитные концерты» наши соотечественники готовы отрывать с руками.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Активизировались перед «горячим сезоном» и банальные спекулянты, «толкающие» настоящие билеты, но по сильно завышенным ценам. Впрочем, сегодня они уже далеко не такие «банальные», как, скажем, в 90-е годы.
Времена, когда так называемыми спекулянтами были в основном студенты, которые занимались перепродажами у касс лишь для того, чтобы окупить собственный билет, давно позади. Сегодня «культурным бизнесом» увлекаются исключительно серьезные люди. Конечно, у театров еще можно встретить бабушек с «самыми лучшими местами», но этот вид перепродаж уже относится к раритету.
«Виртуальный толкач»
Билетный рынок, обороты которого за год составляют сотни миллионов долларов, сегодня успешно завоевывает просторы Интернета. И, как заявил «Новым Известиям» президент концертного агентства Михаил Шурыгин, занимавшийся в прошлом году приездом Мадонны, сегодня основная часть продаж осуществляется именно в сети. Особенно этот вид услуги полюбился в Москве (в регионах и даже в Питере зрители все еще предпочитают покупать билеты исключительно в стационарных кассах).
Но спекулянтам вполне хватает и московского рынка. Вслед за официальными билетными агентствами они оперативно перекочевали в Интернет и уже тут развернули свою бурную деятельность. По приблизительным подсчетам, на сегодняшний день в сети работают всего около десяти «белых» и более 200 «серых» агентств, которые занимаются только перепродажей билетов. Несложно заметить, что накануне приезда любой мало-мальски известной и недешевой звезды число «виртуальных фан-клубов» оной увеличивается в разы, и эти «фан-клубы», помимо биографии и дискографии кумира (некоторые не утруждаются и этим), предлагают заодно купить билетик.
Чтобы догнать и обогнать официальных кассиров, нелегалы готовы вкладывать огромные деньги в раскрутку своих сайтов. К примеру, коммерческое агентство может платить поисковым интернет-системам по 10 долларов за один клик. И все это только для того, чтобы выскочить первым после того, как пользователь наберет в строке поиска «билет на концерт». Официальные продавцы признались «НИ», что они не в состоянии тратить такие суммы, чтобы бороться с коммерсантами. В результате те зрители, которым срочно нужен билет, но нет ни времени, ни желания спуститься в поиске на десять строчек ниже, сами идут в лапы спекулянтов и покупают билеты с накруткой минимум в два раза.
Спекулянтов не задушишь
«Сейчас в нашем законодательстве нет статьи о спекуляции, – рассказал «НИ» председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ. – Поэтому формально правоохранительные органы не могут привлечь теневых билетных дельцов к уголовной или административной ответственности. Их действия не являются даже незаконным предпринимательством, поскольку оборот билетов никак не ограничен правовыми актами. Профессиональные спекулянты давно имеют свои связи в среде театральных, концертных, спортивных кассиров, которые зачастую продают им билеты на лучшие места задолго до официального начала продаж. Администрация концертных площадок закрывает на это глаза, поскольку деньги все равно поступают в кассу, независимо от того, кто приобретает билеты – спекулянты или простые зрители».
Благодаря комфортным «условиям труда» спекулянты уже не просто перепродают «лишние билетики», а начинают диктовать ценовую политику на рынке, искусственно создавая дефицит или ажиотаж. Никакого дела до этого нет ни промоутерам, ни официальным билетным агентствам. Они утверждают, что это проблемы исключительно зрителей. «Да мы можем продавать по 10 билетов в руки, но это не решит проблему. Более того, по закону мы не имеем права ограничивать людей в покупке билетов, – говорит Ильдар Бакеев, гендиректор одного из официальных интерактивных агентств. – И поймите еще одну простую вещь – люди, которые организовывают концерты, делают это ради коммерции и должны зарабатывать деньги. Поэтому любой промоутер, любое билетное агентство заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее продать билеты и неважно кому. Поэтому борьба со спекуляцией – это не проблема билетного агентства».
Помимо того, что организаторы гастролей и официальные распространители не собираются выживать спекулянтов с рынка, часто они даже помогают им распродать закупленные билеты. В последнее время у российских промоутеров вошел в моду один нехитрый трюк. После нескольких дней продажи они объявляют о сенсационном спросе на артиста, вплоть до расклейки поверх своих афиш эффектного уточнения: «Все билеты проданы!». Естественно, в это время начинается звездный час спекулянтов, потому что зрителям уже неважно, у кого и по какой цене покупать билеты, лишь бы попасть на концерт. Но через несколько дней промоутер вдруг ни с того ни с сего объявляет, что по просьбам зрителей места были добавлены, и билеты снова поступили в кассы. Ажиотаж организаторы создают, очевидно, для своих целей, но в итоге руки на нем нагревают не только они, а страдают, как всегда, потребители.
Правда, когда объявляется дополнительный концерт (как это случилось с Джорджем Майклом, который даст два концерта в «Олимпийском» вместо одного), спекулянты могут и пострадать. Однако «продвинутые» «толкачи», как правило, обладают инсайдерской информацией о том, что готовится еще один концерт, и, пользуясь все еще высоким спросом на «единственное» выступление, быстро сбрасывают накопленные билеты обратно по номиналу.
Рекордным пока остается ажиотаж вокруг прошлогоднего концерта Мадонны. Фанаты до сих пор с ужасом вспоминают, как стояли в километровых очередях, в то время как у спекулянтов билеты были в свободном доступе, но по диким ценам. В прошлом году был поставлен рекорд и по числу поддельных билетов. На концерт группы Depeche Mode преступниками было напечатано аж 20 тыс. подделок. Тогда только чудом удалось избежать массовых беспорядков, ведь большую часть зрителей пришлось просто разворачивать и отправлять по домам.
Куда податься меломану?
За советами, которые могут помочь не попасть впросак, «Новые Известия» обратились в Союз потребителей Российской Федерации. «В первую очередь всегда старайтесь покупать билеты только у официальных распространителей или в кассах концертной площадки, – говорит председатель Союза Петр Шелищ. – Ну а если удалось приобрести билет только лишь у перекупщиков, то будьте предельно внимательны, проверьте его на месте. Во многих случаях билет имеет порядковый номер, так что если берете сразу несколько штук, посмотрите, не совпадают ли номера. Мошенники часто покупают один билет и потом просто копируют его. Проверьте полиграфию на наличие дефектов, на билете должна быть полная информация о мероприятии, телефоны, адреса. Если у вас возникли подозрения, то лучше откажитесь от покупки и обратитесь в милицию. Подделка билетов попадает под действие статьи о мошенничестве, и, возможно, вы поможете предотвратить обман многих людей».
Тем, кто решил купить билеты по интернету, не стоит лениться просмотреть несколько сайтов, сравнить цены. Самый надежный способ избежать интернет-мошенничества – найти в городе афишу будущего концерта, где обязательно будет указан официальный кассир, у которого и надо покупать билеты. К тому же «белые» агенты накручивают всего 10–15% от стоимости билета, а у «серых» даже танцпол стоит от 2 тыс. рублей, но зато с «бесплатной» доставкой.
Но даже если у вас на руках настоящий билет, существует опасность того, что вы не попадете на интересующий вас концерт. Интерес к массовым мероприятиям растет, и все чаще можно наблюдать случаи, когда люди с билетами остаются стоять за пределами клуба или стадиона. Например, во время апрельской встречи баскетбольных команд ЦСКА и «Маккаби» (Израиль) многие поклонники спорта жаловались, что не смогли попасть на арену, обладая купленными заранее билетами. Охрана зала в какой-то момент перестала пускать внутрь болельщиков, ссылаясь на переполненность арены. Уговоры и законные требования ни к чему не привели. Причем такие случаи происходят не только у нас. На недавнем финале Лиги чемпионов по футболу в Греции наблюдалась похожая картина. Если российские правоохранительные органы не обратят внимание на ситуацию вокруг билетов на концерты, возможно, скоро и меломаны будут бороться за место в зале не только рублями, но и локтями.
***