Сотрудники Средневолжского УВД на транспорте перешли на усиленный вариант несения службы. С началом сезона отпусков, количество поездов дальнего следования увеличилось. По статистике, именно летом наблюдается резкое увеличение краж личного имущества граждан. В этом году охрану общественного порядка обеспечивают более полутора тысяч сотрудников транспортной милиции.

Подробнее о том, как обеспечивается безопасность пассажиров во время летних перевозок, рассказывает заместитель начальника Средневолжского УВД на транспорте – начальник милиции общественной безопасности полковника милиции Анатолий Валентинович Филиппов.

Какие меры предпринимаются руководством СУВДТ для обеспечения безопасности граждан в период летних пассажирских перевозок?

— Летний период для нас самый напряженный, поскольку практически в два раза увеличивается пассажиропоток на всех видах транспорта. Мы работаем в самом тесном взаимодействии с соседними УВДТ. Могу сказать, что на сегодняшний день по нашему участку обслуживания проходят 113 пассажирских поездов дальнего следования. Из них 30 поездов – формирования Куйбышевской железной дороги. 97 поездов сопровождается нашими нарядами.

Для того, чтобы максимально охватить все пассажирские поезда, мы подходим к этому делу достаточно комбинированно: большую часть поездов сопровождаем эстафетно, но восемь поездов формирования Куйбышевской магистрали идут под сквозным сопровождением наших сотрудников – от начальной и до конечной станции.

Обстановка в поездах отслеживается ежедекадно, совместно с сотрудниками криминальной милиции. И естественно, принимаются решения о переносе или перераспределении личного состава – не только нарядов патрульно-постовой службы, но и оперативно-поисковых групп. Есть поезда, не вызывающие у нас опасений, наименее криминогенные – нет смысла их сопровождать. Есть поезда дополнительные, вне графика, по решению ОАО РЖД. Но большую часть мы сопровождаем.

Дополнительный отпечаток на организацию сопровождения накладывают детские летние перевозки. Сотрудники СУВДТ сопровождают все группы детей формирования нашей железной дороги. Здесь полностью задействована инспекция по делам несовершеннолетних, но так как она немногочисленна, выделяем личный состав с других подразделений. Что касается групп преступников, которые якобы работают в поездах, смело могу сказать, что работа криминальной милиции и милиции общественной безопасности нашего управления строится так, что мы принимаем самые решительные меры по таким группам, если они появляются. Я знаю факты существования таких групп на участках обслуживания соседних УВДТ. У нас организованных преступных групп нет. Но нас беспокоит в последнее время стыковой участок с Московской железной дорогой – перегон Рязань-Сасово. По данным криминальной милиции, там орудует достаточно серьезная группа. Есть факты, когда из купе пропадали ценные вещи, не говоря уже о сотовых телефонах.

Какие поезда считаются наиболее криминогенными?

— Основное внимание уделяется поездам закавказского формирования, а также среднеазиатских республик. Здесь есть факты провоза наркотических веществ, оружия и других запрещенных к перевозке веществ и предметов. Наименее криминогенны поезда столичного формирования и непосредственно КБЖД. Такие поезда как «Уфа-Москва», «Самара-Москва», «Пенза-Москва» и другие. Сопровождаются сквозным сопровождением нарядов милиции. По оперативной оценке, в них практически нет преступлений, если есть – незначительное количество постановлений о привлечении к административной ответственности. По большей части это связано с распитием спиртных напитков.

Какие виды преступлений наиболее распространены в летний период?

— Кражи личного имущества граждан. Прежде всего, это сотовые телефоны, видео- и аудиоаппаратура. Естественно, деньги и документы. Вот примерный список вещей, на которые преступники обращают внимание в первую очередь.

В прошлом году нам пришлось достаточно тяжело, в связи с тем, что был с начала организации летних пассажироперевозок резкий всплеск краж частной собственности. Мы неоднократно выезжали в подчиненные подразделения, заслушивали руководителей здесь, в управлении, но сбить вал краж частной собственности нам удалось только к концу года. В текущем году, оценив итоги 2006 года, определив наиболее криминогенные участки и поезда, нам удалось по итогам даже пяти месяцев на 12 % снизить в поездах преступления такого вида за счет правильной расстановки личного состава и организации работы милиции.

К летним перевозкам мы подготовились серьезно. Максимум личного состава мы освободили с тех направлений, которые наименее криминогенны, и поставили их в поезда дальнего следования, в первую очередь – электропоезда. На сегодняшний день с момента открытия летних пассажироперевозок нам удалось сбить вал краж частной собственности.

Думаю, что мы на правильном пути, — нет такого вала на сегодняшний день. Кстати, в этом году увеличился и процент раскрываемости преступлений данного вида. К сожалению, быть застрахованными от краж невозможно. Особенно в поезде или в электричке. Да, транспортная милиция работает слаженно и четко, но многое зависит и от самих гра-ждан.

Психология. Человек ждет свой поезд на вокзале или на перроне. В жару, в достаточно тяжелых условиях. Попав в вагон, он все-таки пытается нормально отдохнуть. И именно этот момент те, кто идет на преступление, используют. Пассажир или отдыхает, или отошел к соседям, в вагон-ресторан, в другое купе. Естественно, вещи пропадают. Ни в коем случае нельзя расслабляться. Есть много препятствий, связанных с передвижениями. И от них быть в стороне нельзя.

Мы стараемся охватить весь поток поездов. Налажены радиотрансляции, в которых мы предупреждаем граждан о возможности совершения различных преступлений, просим быть бдительными. Здесь тесное взаимодействие с поездными бригадами: начальниками поездов, проводниками. Естественно, за работой нарядов наблюдают наши дежурные части по маршруту следования поездов. И мы принимаем самые жесткие меры по отношению к тем нарядам, которые несут службу «спустя рукава». Мы сотрудничаем в соседними УВДТ в плане организации проверок несения службы нашими сотрудниками.

Какие меры предпринимаются, если кража все же совершена?

— Если в зоне несения службы нарядом совершается преступление, мы по каждому такому факту проводим служебную проверку. И принимаем меры административного воздействия. Могу сказать, что летом прошлого года было совершено около двух сотен краж. Порядка двухсот сотрудников было наказано. Где-то неправильно организовали службу старшие нарядов, или не было взаимодействия с поездными бригадами. Либо — неполное составление материала или халатность при исполнении милиционерами служебных обязанностей. А от составления первичного материала зависит очень многое. Осмотр места происшествия, сбор материалов и так далее.

Скажу, что личный состав для сопровождения поездов подбирается особо. Поскольку они должны быть и психологами, и политиками. Они работают с пассажирами. А настроение у людей бывает разное. У кого-то нервное, у кого-то благодушное или вообще никакое. Поэтому наряд должен быть достаточно гибок и мобилен. Помимо этого, у нас есть специальная система профессиональной подготовки наших подчиненных. И наша специфическая система контроля за организацией несения службы нарядами сопровождения.

Часть личного состава в период летних пассажирских перевозок снимается со стационарных объектов. Пригородные поезда – один из самых болезненных участков оперативно-служебной деятельности, на них приходится порядка 65 % пассажироперевозок. Особенно нас волнуют выходные и праздничные дни, вечерние и утренние электропоезда. Они идут переполненными на 110-120 %. На сегодняшний день мы сопровождаем практически 70 % электропоездов Куйбышевской железной дороги.

Организация летних перевозок подразумевает сопровождение поездов дальнего следования, электропоездов, пригородных поездов местного сообщения и обеспечение порядка и безопасности на стационарных объектах. Правопорядок и безопасность пассажиров во время летних перевозок осуществляет 42 процента личного состава СУВДТ – около полутора тысяч человек. Если на каком-то стацобъекте криминогенная обстановка достаточно спокойная, мы перебрасываем личный состав туда, где это необходимо.

Летние месяцы у транспортных милиционеров все напряженные. Начиная от открытия пассажироперевозок, с конца мая месяца. Параллельно с этим начинаются массовые перевозки детей к местам отдыха. Иногда в составах едут до 800-900 детей. Мы вынуждены контролировать эти перевозки. При отсутствии нарядов сопровождения в таких поездах мы немедленно подсаживаем наших сотрудников патрульно-постовой службы, чтобы обеспечить порядок и безопасность.

Часто дети, преимущественно из неблагополучных семей, отправляются в самостоятельные путешествия «на юга»…

— Эта проблема существовала, существует и будет существовать после нас. Мы принимаем максимум мер, чтобы выявить таких детей на объектах транспорта. Я вам скажу, что острота этой проблемы не снимается ни зимой, ни летом. Да, таких «путешественников» из одного конца страны в другой, мы выявляем достаточно много. Передаем их в центры временной изоляции несовершеннолетних подростков, стараемся вернуть их в семьи, если возможно. Удается это не всегда. У некоторых родители вообще отсутствуют, кто-то ни в коем случае не хочет возвращаться домой… Большая часть – путешественники, которые хотят что-то посмотреть, где-то подзаработать или решить какие-то свои проблемы.

Когда внимание обращается преимущественно на взрослых, ребенку попасть в поезд без билета достаточно просто. Под предлогом переноски вещей, например. Или делают вид, что кого-то провожают. Они же ведь тоже, по-своему, психологи, хоть и малолетние. Но для этого у нас практически на всех крупных вокзалах и станциях созданы специальные посадочные группы. Один из вопросов их оперативно-служебной деятельности – выявление именно таких подростков. Бывает, дети прячутся в рундуках, или в местах хранения угля. Обычно они используют плацкартные вагоны. Прежде всего, там можно затеряться среди граждан, иногда сердобольных, которые помогают им доехать якобы к родственникам – бабушке, тете, и т.д. Кстати, электропоезда такие подростки используют наиболее часто. Ведь на отдельных участках для электричек нет границ, которые существуют между, допустим, Куйбышевской и Московской железными дорогами.

В конце мая началась операция «Подросток». Она включает в себя организацию и обеспечение летних пассажирских перевозок, в том числе и детских. Проводится в три этапа – начинается 30 мая и заканчивается в первой половине октября. Весь этот период мы работаем в условиях усиленного варианта несения службы.

Что бы вы посоветовали пассажирам, чтобы не стать жертвой преступников?

— Все свои личные вещи (деньги, документы, ценности) необходимо держать при себе. Как только попадаете в купе, посмотрите, кто едет вместе с вами. Ведь не всегда задушевная беседа может иметь положительный успех. Может быть, человек просто «входит в доверие», пытается разговорить вас, ослабить ваше внимание. Если вы везете с собой особо ценные вещи – есть начальник поезда, есть проводники, к ним можно обратиться. По возможности не отходите далеко от купе.

Что же касается сотовых телефонов, то место для их подзарядки есть у проводника каждого вагона. И принимая от вас телефон на подзарядку, проводник берет на себя ответственность за его сохранность.

Если же телефон похищен, сразу же обращайтесь к сотрудникам милиции, которым по «горячим» следам легче выявить похитителя. Немедленно сообщите о факте кражи проводнику, он сообщит наряду милиции. А милиционеры примут максимум мер, чтобы найти похитителя и вернуть вам украденное.

В адрес руководства СУВДТ поступают заявления от руководства Куйбышевской железной дороги о привлечении к ответственности проводников пассажирских вагонов, допустивших провоз безбилетных пассажиров. Каково соотношение количества таких заявлений и выявленных нашими сотрудниками проводников?

— Есть значительное количество фактов, когда проводники при организации своей работы нарушают тарифное расписание номер пять: провозят запрещенные к провозу железнодорожным транспортом вещи, провозят граждан, не имеющих посадочных билетов и про-ездных документов.

Естественно, мы такие факты выявляем, пишем представления на НДОП, пишем представления в дорогу, наши подчиненные подразделения пишут в отделения дороги. Для того чтобы к ним принимались соответствующие меры. Меры принимаю, нам дают ответы. Если говорить в процентном соотношении, то на сегодняшний день процентов 65 наших представлений получило отклик у руководства Куйбышевской железной дороги и ее структурных подразделений.

По информации Отделения информации и Общественных связей Средневолжского УВД на транспорте

*