В течение 2007-2008 годов предоставить жилье всем нуждающимся труженикам тыла, репрессированным и реабилитированным гражданам, а в течение 2007-2009 года в десять раз сократить очередь на жилье среди сирот и детей, остававшихся без попечения родителей. Эти предложения губернатора Самарской области К.А.Титова вызвали аплодисменты депутатов, присутствовавших сегодня на IV областном собрании.

Ниже публикуем полный текст выступления губернатора «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Выступление Губернатора Самарской области К.А. Титова на IV областном собрании депутатов Губернской думы и депутатов представительных органов муниципальных образований в Самарской области.

Среди приоритетных национальных проектов жилищный занимает особое место по своим масштабам, сложности, комплексности решаемых проблем, а также по социальной значимости.

Уже сформирована вся необходимая нормативная правовая база, включающая в себя 7 законов Самарской области, основными из которых являются «Об утверждении областной целевой программы «Жилище» и «О градостроительной деятельности на территории Самарской области».

Плановые задания на 2006 и 2007 годы по четырем основным показателям закреплены в соглашении, заключенном Правительством Самарской области с Министерством регионального развития РФ.

Плановые задания для муниципальных образований до 2007 года установлены в соответствующих соглашениях с Правительством Самарской области.

Рассмотрим итоги реализации национального проекта в разрезе его приоритетов.

Сегодня ключевой задачей является увеличение объёмов жилищного строительства.

Ввод жилья за 2006 год составил 754 тыс.кв.м, или 69,8 % от планового задания.

В то же время, согласно имеющейся информации, фактически в Самарской области в 2006 году построено 1300 тыс.кв.м общей площади жилья (в т.ч. в г.о.Самара не менее 600 тыс.кв.м), что на 20,5% превышает плановое значение по данному показателю.

Назову основные причины, не позволяющие осуществить регистрацию данных объемов.

Во-первых, это отсутствие у застройщиков полного комплекта разрешительной документации на осуществление жилищного строительства, что привело к возникновению «обманутых дольщиков».

Во-вторых -изменение норм и правил государственного пожарного надзора и распространение их на объекты, строительство которых было начато до введения изменений.

В-третьих — наличие высокого уровня платы за подключение новых объектов строительства к инженерным сетям.

В-четвертых -отсутствие контроля за строительством индивидуального жилья со стороны органов местного самоуправления и регламента по обязательной государственной регистрации .

В-пятых — отсутствие полноценной градостроительной документации.

Низкие темпы строительства жилья повлияли на цены. За 2006 год рост средней рыночной стоимости квартир составил 60-80%. По уровню цен на жилье среди восьми крупнейших городов России городской округ Самара занимает седьмое место.

В связи с невыполнением Самарской областью в 2006 году планового задания по вводу жилья оно на 2007 год увеличилось с 1196,4 тыс.кв.м до 1590,9 тыс.кв.м.

Таким образом, по итогам 2007 года должен быть обеспечен рост жилищного строительства, в сравнении с прошлым годом, в 2,1 раза.

За январь-апрель текущего года введено 148,4 тыс. кв.м общей площади жилья. Несмотря на то, что значение данного показателя в 2 раза превышает соответствующий показатель прошлого года, в то же время составляет только 9,3 % от годового планового задания.

Удельный вес индивидуального строительства в общем объеме вводимого жилья составил 65%. К аналогичному периоду прошлого года его значение увеличилось на 36,8 %.

Выполнение планового показателя будет обеспечено системной, планомерной и целенаправленной работой Правительства Самарской области, органов местного самоуправления, федеральных органов власти с привлечением всех участников строительного процесса в течение 2007 года по следующим направлениям.

Первое направление – практическая реализация положений Градостроительного Кодекса РФ.

Увеличить предложение земельных участков для жилищного строительства невозможно без разработки системы градостроительной документации.

В текущем году будет завершена разработка и согласование Схемы территориального планирования Самарской области. Данный документ планируется представить для рассмотрения и утверждения на заседание Правительства Самарской области в сентябре текущего года.

Для обеспечения муниципальных образований Самарской области документами территориального планирования в срок до 01.01.2008 г. необходимо разработать 315 генеральных планов и 27 схем территориального планирования городских округов и муниципальных районов.

Правительством Самарской области будет оказана поддержка муниципальным образованиям для разработки данных документов на условиях софинансирования.

Второе направление – решение проблем обманутых дольщиков.

В целях защиты общих имущественных прав граждан – участников долевого строительства, а также для реализации их конституционных прав на жилище, принят закон Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области». Указанным законом определены формы участия органов государственной власти Самарской области в разрешении вопроса по «проблемным» объектам. Согласно закону, создано управление в составе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, уполномоченное осуществлять надзор за целевым использованием средств участников долевого строительства.

В соответствии с Правилами ведения реестров участников долевого строительства ведется прием граждан – «обманутых дольщиков». После проведения комплексной правовой экспертизы договоров долевого участия с обманутыми дольщиками будут заключены договоры, в рамках которых Правительство Самарской области возьмет на себя обязательства по строительству многоквартирных домов и безвозмездной передаче жилых помещений в собственность обманутым дольщикам после завершения строительства.

Кроме того, за счет средств областного бюджета указанным дольщикам (товариществу собственников жилья) будут предоставляться субсидии (субвенции) в размере, необходимом для завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

В бюджете Самарской области на решение вышеназванных проблем в 2007 году выделено 100 млн. рублей, которые распределены между «проблемными» объектами.

Третье направление – увеличение предложения земельных участков под жилищное строительство.

В Самарской области для данных целей определено 114 площадок общей площадью 13 тыс. га. Планируемый объем жилищного строительства на данных землях составляет 27,2 млн.кв.м, из которых 9,8 млн.кв.м – малоэтажное жилье коттеджного типа.

Объем перспективных земель для жилищного строительства может быть увеличен за счет вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения. На территории Самарской области определено 11 таких участков площадью 3,5 тыс. га.

В целях вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в оперативном управлении у Минобороны России, Правительство Самарской области вышло с инициативой комплексного освоения данных территорий под жилищную застройку. При этом часть строящегося жилья будет направлена на решение проблем обеспечения жильем военнослужащих.

Для решения жилищной проблемы военнослужащих, уволенных в запас и проживающих в п.Рощинский, Правительство Самарской области начало строительство коттеджного поселка в п.Новосемейкино Красноярского муниципального района.

До середины 2008 года планируется построить 360 домов. При этом стоимость 1 кв.м общей площади построенного жилья не будет превышать норматива стоимости 1 кв. м, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета размера субсидии по сертификатам.

Достигнуты договоренности с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» о взаимовыгодном сотрудничестве в проекте переноса радиоцентра РЦ 3 за черту городского округа Самара и вовлечении высвобождающегося земельного участка в хозяйственный оборот.

За 1 квартал 2007 года органами местного самоуправления проведено 36 аукционов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство общей площадью 14,4 га.

Четвертое направление связано с реализацией крупных проектов комплексной жилой застройки. Правительство Самарской области приступило к реализации масштабного проекта «Самарское заречье». Проект рассчитан на освоение территории свыше 1600 га с объемами ввода жилья свыше 5 млн. кв. метров на территории г.о.Самара. В настоящее время ведутся проектные работы по планировке территории 1685,8 га, с выделением очередности освоения.

Объем инвестиций в жилищное строительство оценивается в 20 млрд. рублей, в том числе стоимость инженерной подготовки – 7,85 млрд. руб.

Для улучшения транспортного обеспечения жилого района будет осуществлено строительство нового автомобильного моста через реку Самара.

В текущем году Правительство Самарской области участвовало в конкурсном отборе субъектов РФ на предоставление государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на комплексную жилищную застройку. Победителями признаны четыре проекта, реализация которых позволит в срок до 2012 года обеспечить ввод 1137 тыс. кв. метров общей площади жилья, в т.ч. 580 тыс. кв.м малоэтажного.

В мае текущего года Правительство Самарской области направило заявку на получение средств федерального бюджета в 2007 году в сумме 90 млн.рублей на обеспечение автомобильными дорогами строящегося микрорайона Волгарь.

В июне Правительство Самарской области направило заявку по проекту «Застройка жилого района Волгарь в г.о.Самара» для участия в отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, площадь земельной застройки которых составляет свыше 1 млн. кв.м.

Кроме того, до конца июня Правительство Самарской области направит предложения по трем инвестиционным проектам на участие в отборе субъектов РФ на предоставление государственной поддержки в виде возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков под жилищное строительство.

Для обеспечения транспортной доступности и жилой застройки планируемых микрорайонов, а также решения жилищных и транспортных проблем городского округа Самара, в 2006 году принято решение о строительстве 33 транспортных развязок в разных уровнях и 4-х мостовых переходов.

Строительство мостовых переходов позволит улучшить транспортную доступность земельных участков, перспективных для жилищного строительства, расположенных в пригородной зоне Самары, и обеспечит пропуск транзитного автотранспорта с федеральной трассы М-5 «Урал» через городской округ Самара на федеральную трассу «Самара – Чимкент», увеличивая инвестиционную привлекательность региона в целом.

Пятое направление – развитие мощностей энергосберегающих организаций.

Строительство объектов коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, связано в первую очередь с проблемой недостаточности мощностей энергоснабжающих организаций. В целях решения существующей проблемы Правительством Самарской области заключено соглашение о взаимном сотрудничестве с ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания».

Соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по строительству подстанций и линий электропередач класса 110 килоВольт в течение 2007 -2009 годов в объеме около 2,5 млрд. рублей. При этом суммарный объем вводимых мощностей тепловой энергии в 2006-2007 годах составит свыше 70 МВт, из них 16 МВт в 2007 году.

Проектирование и строительство 3 новых подстанций включены в областную адресную инвестиционную программу на 2007 год с объемов финансирования 100 млн.рублей.

В 2007 году Самарская область получит государственную поддержку из федерального бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на общую сумму 25,9 млн. рублей.

Объем софинансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 1327 млн.рублей.

Шестое направление – развитие базы строительных материалов и стройиндустрии.

В целях создания и модернизации базовых производств промышленности строительных материалов в области разработана подпрограмма «Развитие базы стройиндустрии Самарской области на 2007 – 2010 годы» областной целевой программы «Жилище».

В 2006 году в Самарской области законодательно утверждены следующие меры государственной поддержки предприятий стройиндустрии:

— снижение налогообложения прибыли на 4% при условии, что высвобождающиеся средства инвесторы направляют на модернизацию и техническое перевооружение,

-возмещение затрат за счет средств областного бюджета на уплату процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов,

-предоставление областных государственных гарантий на реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие базы строительной индустрии.

В областном бюджете ежегодно предусматриваются областные государственные гарантии на развитие базы строительной индустрии в Самарской области в объеме 500 млн. рублей. В конце 2006 года был проведен соответствующий конкурс, победителям которого были предоставлены областные государственные гарантии на общую сумму 90,32 млн. рублей.

Разрабатывается областная целевая программа «Формирование эффективной системы подготовки кадров для строительной отрасли Самарской области на 2007-2011 годы.

Седьмым направлением является переселение граждан из непригодного для проживания жилья.

В Самарской области насчитывается более 1 млн. кв. м ветхого и аварийного жилья, из которого 54 тыс. кв. м является аварийным.

Для переселения граждан из непригодного для проживания жилья в 2007 году областным бюджетом предусмотрено 605 млн.рублей, из которых 205 млн.рублей будет направлено на модернизацию жилых домов.

Средства направлены на проектирование и строительство 84 объектов общей площадью 254 тыс.кв.м, а также модернизацию 37 жилых домов. В текущем году за счет бюджетных средств планируется ввести в эксплуатацию 27,5 тыс.кв.м общей площади жилья, тем самым будет решена жилищная проблема 396 семей.

Другой приоритет национального проекта – это повышение доступности жилья для молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Средства федерального и областного бюджетов в сумме 606,2 млн.рублей позволили в 2006 году выдать органам местного самоуправления сертификаты на приобретение жилья 2070 молодым семьям. На сегодняшний день оплачено 552 сертификата. Соответствующее количество семей улучшили свои жилищные условия.

До конца текущего года свои жилищные проблемы должны решить ещё 3 тысячи молодых семей.

Необходимые финансовые средства федерального бюджета в сумме 180 млн.рублей предусмотрены Самарской области по результатам конкурсного отбора. При этом сумма долевого участия Самарской области в реализации подпрограммы в 2007 году составит 540 млн. рублей.

Необходимо сказать о том, что при реализации подпрограммы существует ряд проблем, решить которые возможно только на федеральном уровне.

Первая проблема связана с низкой стоимостью 1 кв.метра общей площади жилья, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации для Самарской области, что создает трудности с приобретением жилья молодыми семьями прежде всего в г.о.Самара и г.о.Тольятти.

Вторая проблема связана с тем, что субсидии на строительство или приобретение жилья, предоставляемые молодым семьям, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Таким образом, молодая семья- получатель субсидии с составом семьи 3 человека должна заплатить с полученной субсидии около 45 тыс.рублей подоходного налога.

Третий приоритет национального проекта — «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

На 2007 год Самарской области утверждены лимиты федерального бюджета в сумме 409,1 млн.рублей, которые позволят выдать 332 государственных жилищных сертификата и приобрести жилье 80 ветеранам и семьям, имеющих детей-инвалидов.

В областном бюджете на 2007 год на обеспечение жильем льготных категорий граждан предусмотрены средства в сумме 185 млн. рублей, которые позволят обеспечить жильем 170 семей.

За счет средств федерального и областного бюджетов, выделенных в прошлом году, за 4 месяца текущего года обеспечены жильем 44 семьи льготников. До конца года предусмотренные лимиты будут освоены в полном объеме.

С целью максимального решения жилищных проблем граждан льготных категорий, полномочия по обеспечению жильем которых возложены на Самарскую область, я принял решение выделить средства областного бюджета в объеме, позволяющем:

-в течение 2007-2008 годов полностью ликвидировать очередность на улучшение жилищных условий тружеников тыла, репрессированных и реабилитированных,

-в течение 2007-2009 годов сократить в 10 раз очередь, установленную на 01.01.2007, на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Четвертым приоритетом национального проекта является развитие ипотечного кредитования.

За 5 месяцев текущего года в Самарской области выдано ипотечных кредитов на общую сумму 3,2 млрд. рублей. Посредством ипотеки улучшили свои жилищные условия 3245 семей.

Всего в 2007 году объем выданных ипотечных кредитов планируется увеличить до 6,8 млрд. руб.

В Самарской области создана конкурентная среда на рынке купли-продажи закладных, где работают федеральное агентство ипотечного жилищного кредитования и два частных оператора. Самарская область первой в России реализовала на практике финансовую операцию, по которой сейчас работает большинство ипотечных структур России. Самарский областной Фонд жилья и ипотеки активно работает с ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» г. Москва, ЗАО АКБ «Совфинтрейд» г. Москва и с ООО «АТТА — Ипотека».

Пресс-служба губернатора Самарской области

*