Всемирный день донора в нашей стране остается практически без внимания. 14 июня в пункты приема крови пришли столько же людей, сколько и в другие дни. А сколько – стыдно сказать. И это – вопреки торжественным мероприятиям, подаркам и призам. Однако эксперты убеждены, что даже большой наплыв сдающих кровь по случаю праздника не спас бы всех, кто в ней нуждается. Решить проблему способен лишь кардинальный пересмотр отношения государства к донорам.

В четверг по случаю Всемирного дня донора в Тюмени среди добровольцев, сдававших кровь в течение года, разыграли ценный приз – автомобиль. В Приморье лишнего автомобиля не нашлось, и для виновников торжества припасли конфеты, шариковые ручки, блокноты и благодарственные письма. Подарки, впрочем, остались невостребованными: сдать кровь во Владивостоке пришли всего 47 человек. «День прошел напрасно», – с горечью сообщил главврач станции переливания крови Анатолий Вакуленко. Несмотря на все праздничные акции, не смогли похвастаться перевыполнением плана и другие регионы.

Сами врачи говорят, что беда не в «проваливающемся» из года в год Дне донора. «Большого наплыва людей в пункты приема крови 14 июня быть и не должно, – считает заместитель директора Всероссийского гематологического научного центра Владимир Городецкий. – Это просто знак внимания государства к донорству». Но внимание вниманию рознь. В США, к примеру, каждый январь – в месяц донорства – президент выступает с обращением к сдающим кровь. Губернаторы рассылают им благодарственные письма-дипломы, которые доноры вешают на стены в своих офисах.

Да и станции приема крови работают у них бесперебойно.

У нас же в одной Москве ежедневно донорская кровь нужна 1 тыс. человек, а получают ее лишь первоочередники. Остальные – неделями ждут операций. За 2004–2006 гг. количество доноров уменьшилось в России на 210 тыс. человек. «Поправки к закону о донорстве, принятые три года назад, запретили заготовку крови в муниципальных больницах, то есть отсекли от числа доноров тех, кто ради сдачи крови не может приехать, например, из деревни в Самару или Саратов, – прояснил «НИ» ситуацию Владимир Городецкий. – Эти поправки убрали все существовавшие в СССР льготы и усложнили получение звания «Почетного донора России». Если раньше нужно было сдать кровь 40 раз или плазму 60 раз, получая соответствующие компенсации, то теперь сдавать кровь нужно только безвозмездно. Да и прежним «Почетным донорам» оставили символические льготы».

По мнению экспертов, чиновники не могут понять, что, сдавая кровь, донор каждый раз совершает маленький подвиг. Но и он должен это осознавать. «Важно, чтобы сдача крови перестала быть обменом товара на деньги, притом с высиживанием очередей и тем пренебрежительным отношением к донорам в пунктах сдачи крови, которое мы видим, – сообщила «НИ» координатор группы «Доноры-детям» Екатерина Чистякова. – Когда мы начинали работать с Российской клинической детской больницей, только 20% доноров сдавали кровь безвозмездно. Сейчас таких – 80%. Они знают, видят, кому помогают, поэтому приходят вновь и вновь. Мы собрали стабильный круг альтруистов, и точно так же надо поступать в отношении всех нуждающихся в крови и всего донорства России. Проблема будет решена, когда все поймут, что кровь больным нужна 365 дней в году и круглые сутки».

"Новые Известия"

*