Одним из самых ожидаемых гостей Чеховского фестиваля был великий французский режиссер Филипп Жанти. Его спектакль «Край земли», поставленный вместе с постоянным соавтором Мэри Андервуд, не обманул ожиданий. Это образцовое и незабываемое зрелище всю неделю показывают на сцене Театра имени Моссовета.

Фото: Коммерсантъ

Классик современного театра Филипп Жанти – один из тех немногих действующих мастеров мировой сцены, который умеет властно повести за собой зрителя – сколько бы лет ни было этому зрителю и какой бы тип театра он ни предпочитал в той жизни, которую вел до встречи с Филиппом Жанти и, наверное, будет продолжать вести после разлуки с французским мэтром.

Прославившийся еще в 60-е годы прошлого века, он и сегодня удивляет живостью и свободой театральной фантазии. Пленяет не собственным именем, а конкретным сценическим действием. Господин Жанти просто берет и отправляет тебя в путешествие, а ты и не спрашиваешь, куда именно ведут – в цирк, на современный танец, на пантомиму или в кукольный театр. Или вообще на прием к психоаналитику. В любом случае ведут нас не к равнодушному шарлатану около кушетки, а к детскому сказочнику: сюрреалистический «Край земли» Филиппа Жанти похож одновременно на круиз по театральным жанрам и на путешествие по каким-то нетемным закоулкам подсознания.

Сюжет представления, собственно говоря, тоже странствие. Но не надо пытаться отчетливо и досконально понимать, куда и зачем стремится героиня спектакля, что содержится в тех магических посланиях, что позвали ее в дорогу и потом летают по сцене белыми листами. И что на самом деле спрятано в голубом чемодане, с которым девушка в финале уходит сквозь надувные облака за горизонт. Но мотив странствия позволяет Филиппу Жанти построить этот практически бессловесный и ускользающий от прямолинейных трактовок спектакль как серию необыкновенных встреч и приключений – с причудливыми существами (вроде огромного зловещего комара, танцующего при помощи сразу нескольких кукловодов) и непонятными стихиями вроде похожих на инопланетные организмы гигантских полиэтиленовых баллонов, выползающих на сцену, заполняющих ее агрессивной биомассой и послушно уползающих потом восвояси.

Постановка Филиппа Жанти исполнена нескрываемой экзистенциальной печали, и в то же время она как-то победоносно-оптимистична – именно из-за понимания абсолютной власти гениального художника над пространством сцены и эмоциями зрителя. Да что там долго расписывать, когда этот поистине удивительный, раскрывающий глаза и освобождающий дыхание зрителя спектакль идет сейчас не за семью морями, не на краю земли, а в центре города Москвы. В одной из сцен спектакля героиня попадает на развилку: указатель налево гласит «до», направо – «после». «До» «Края земли» вы знали о театре гораздо меньше, чем будете знать «после». Спешите видеть, вот вам, собственно говоря, и вся рецензия.

Подробнее читайте на страницах газеты «Коммерсантъ».

"Коммерсантъ"

***