Аналитический центр Юрия Левады провел опрос жителей шести крупнейших российских городов о том, как они планируют отдохнуть летом. Сопоставив результаты с данными аналогичного исследования, полученными при опросе населения семи западных стран, эксперты «Левада-Центра» обнаружили, что понятие «летний отпуск» у нас и у них носит абсолютно разный смысл. Типичный портрет нашего беглеца из мегаполиса – безвольное тело, греющееся под солнцем на травке перед домиком в деревне.

По мнению 41% наших соотечественников, отпуск – не более чем возможность расслабиться.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Эксперты «Левада-Центра» задались целью выяснить, насколько то, что мы в последние десятилетия стали намного мобильнее (загранпаспорта как-никак почти у всех), сказалось на качестве нашего отдыха. Выводы плачевны. Подтвердилось язвительное наблюдение Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны». Лишь 26% респондентов на вопрос: «Как бы вы могли лучше всего отдохнуть этим летом?» ответили: «Окунуться в другую жизнь». Еще меньше (23%) заявили, что для них лучший отдых – это поехать в другие страны. Для 41% отпуск – возможность «расслабиться», 27%, как и в предыдущие годы намерены отправиться на дачу, 25% – горят желанием полежать у моря на пляже.

Цифры тем более примечательные, что опрос проводился среди «детей асфальта», жителей шести мегаполисов – Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Казалось бы, уж им-то все отпускные карты в руки. Однако при нашем климате, на который мы жалуемся весь год в предвкушении лета, в городах-миллионерах только 20% планируют разбить отпуск на части. 46% покинут асфальтовую жаровню только один раз, а 20% – так на ней и останутся все сто счастливых дней.

Наша апатичность удивительным образом сказалась при ответах на вопрос, какие факторы влияют на выбор места отдыха. Почти одинаковое число респондентов (46–48%) назвали принципиально важными для себя стоимость поездки, климат, риски для здоровья и опасность терактов. Получается, лучшая страховка – опять-таки старый добрый домик в деревне. Когда же социологи заострили вопрос и поинтересовались, куда их собеседники поедут отдыхать, 71% заявил: «По России» (включая все ту же дачу), 13% – «На Украину» (включая Крым), 11% – «В Турцию, Грецию, на Кипр» и всего 5% – «В страны Западной Европы».

Тут «левадовцам» и пришло в голову сопоставить свои данные с итогами опроса, одновременно проведенного их коллегами из этой самой Западной Европы. Обнаружилось, что тамошний отпуск – совсем не то же, что наш. Если у нас каждый пятый предпочитает его разбить, в Англии таковых 47%. Если три четверти наших так и не выберутся за границу, то в Бельгии подобных домоседов 13%. Если 43% россиян – типичные дачники, во Франции таковых 22%, в Испании – 11%, а в Италии – только 5%!

Содержание слова «отпуск» заключается в соответствующие формы. Так, если при дальней поездке 26% из нас воспользуются услугами турфирм, в Англии такой вариант предпочтут 37%. Но здесь еще надо иметь в виду все прелести шенгенской визы (сел себе за руль – и покатил, куда глаза глядят). Что уж говорить о русской «музе дальних странствий», когда автомобильное путешествие мило сердцам трети австрийцев, четверти немцев и бельгийцев, 17–19% французов, итальянцев, испанцев и англичан, а у нас таких «рулевых» отпускников – всего-навсего 4%.

Вот и выходит, что по всем параметрам и слово «расслабиться» у нас и у них – две большие разницы.

"Новые Известия"

***