Ежегодно в детские дома России попадают около 125 тыс. ребят. В государственном банке данных сегодня 172 тыс. анкет детей, ожидающих усыновления. Эту печальную статистику озвучил на днях заместитель министра образования и науки Владимир Фридляндов. Однако чиновник уверен, что очень скоро ситуация изменится. Череда региональных пиар-акций по борьбе с сиротством сейчас запускается по всей России.

Каждый, даже самый маленький детдомовец понимает, что настоящая семья – это всерьез и надолго.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

За последние полгода число желающих взять к себе сироту действительно несколько подросло, но эксперты считают, что власти подошли к проблеме не с того конца. Сначала надо наладить работу по профилактике сиротства, помочь встать на ноги институту патронатных семей, а уж затем устраивать пиар-акции, раз уж без них никак нельзя.

Для всех заинтересованных лиц, начиная с питомцев детдомов и кончая потенциальными усыновителями, новостью последнее заявление г-на Фридляндова не стало. В конце декабря прошлого года министр здравоохранения Михаил Зурабов рассказал, что планирует за два-три года сократить число воспитанников детских домов с 750 до 100 тыс. – в 7,5 раза! Министр подчеркнул, что детей до трех лет в интернатах оставаться вообще не должно, за исключением тяжело больных. Услышав директиву министра, региональные власти стали ломать головы над ее воплощением в жизнь. Ломали недолго. В рамках Года ребенка и Дня защиты детей по всей стране начали проходить акции по стимулированию усыновления.

Семья на две недели

В г. Артеме Приморского края каждый житель может взять к себе на летние каникулы воспитанника детского дома. Так сказать, напрокат. Оформление «каникулярного отцовства» предельно просто: надо лишь написать заявление в отдел охраны прав детства. Соцработник обследует жилищные условия и, если он даст положительное заключение, ребенка сразу можно забрать на все лето или даже на 2-3 недели. Цель акции, по словам организаторов – показать детям, что такое здоровая, крепкая семья!

Одновременно (странное совпадение) в Челябинске в честь 1 июня прошло мероприятие под названием «Найди меня, мама!». На улице открыли фотогалерею портретов сирот. Все желающие могли тут же, на месте, проконсультироваться со специалистом отдела опеки и приступить к дальнейшим действиям. Нечто похожее в День защиты детей наблюдалось и в Новокузнецке. Правда, там акция называлась не категорично, как у челябинцев, а жалостливо – «Где ты, мама?», да и в ногу с прогрессом: детей-сирот не «вывешивали» на улице, а показывали по телевидению.

Но дальше всего пошли власти Кубани. Там чиновники решили показать заботу о детях-сиротах на личном примере. Губернатор Александр Ткачев удочерил 10-летнюю девочку Настю. Об этом объявили все СМИ и, как сообщает корреспондент «НИ» в Краснодаре Сергей ПЕРОВ, почину губернатора сразу последовали чиновники и бизнесмены. Они разобрали 150 детей из того же детского дома. Странно, где все эти добрые дяди раньше были, но не исключено, что инициативу г-на Ткачева поддержат не только его замы, но и работники краевой администрации рангом пониже.

Результаты подобных акций долго ждать себя не заставили. Посетителей в детских домах стало больше. «За прошлое лето нам удавалось пристроить 1–2 малышей, а сейчас мы готовимся отдать в семьи не меньше 6–7 ребят, – рассказала «НИ» директор челябинского детского дома №6 Надежда Муругина. – Однако эффект может оказаться кратковременным. Когда рекламные кампании закончатся, число желающих взять ребенка снова сократится».

Любовь на скорую руку

Специалисты сходятся во мнении, что привлекать внимание к проблемам сиротства необходимо. «Поставленная Михаилом Зурабовым задача о расселении детей по семьям достижима, – пояснил «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Однако смущают жесткие сроки и точные цифры. Не говоря о том, что всеми этими акциями занимаются не педагоги и психологи, а чиновники и управленцы. Каким будет результат – вот это можно точно сказать. Половина детей вернутся обратно в детдома. Как это и происходило до заявления Зурабова. За прошлый год из 7 тыс. принятых в приемные семьи в учреждения вновь вернулись 3 тыс. ребят».

Возможного оттока после бурного прилива опасаются и сами сотрудники детских домов. Под воздействием рекламы приемные родители просто не осознают, что с малышом из приюта могут возникнуть проблемы. «Попадая в новую обстановку, дети не всегда ведут себя так, как этого хочется родителям, – объяснила «НИ» замдиректора школы-интерната №8 Татьяна Евдокимова. –Связано это с тем, что часто с будущими родителями не ведется никакой подготовительной работы. Они берут в семью ребенка, руководствуясь только эмоциями».

Психологи обращают внимание, что перед поездкой в семью на лето ребенок должен понимать, что он едет не к новым родителям, а к друзьям. «Ничего плохого в самой по себе идее нет, – рассказала «НИ» психолог Центра «Мой тренинг» Светлана Крисько. – Дети же ездят в пионерские лагеря, меняют обстановку и возвращаются домой. Проблема в том, что сирота более чутко реагирует на окружающую его новую обстановку. Если он попадет в семью, где будет чувствовать себя некомфортно, последствия для психики могут быть самыми печальными. Поэтому разрешение взять ребенка нужно давать уж никак не на основании жилищных условий. Надо, чтобы он и члены «летней» семьи психологически подходили друг другу».

Школа для родителей

Где учат на приемных родителей? В России это, увы, риторический вопрос. Таких школ у нас единицы. «В бюджете даже нет статьи финансирования таких центров, – сообщила «НИ» директор фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. – Хорошо, когда деньги находят регионы. Но все равно школ катастрофически не хватает». А нужда в них огромная: в ходе подготовки люди имеют возможность понять, готовы ли они вообще нести ответственность за нового члена семьи. «За два месяца подготовительной работы от идеи взять ребенка у нас отказываются более 50% заявителей, – рассказала «НИ» психолог патронатной службы школы-интерната №8 Елена Мамкова. – При этом еще какую-то часть отсеиваем мы».

Дети из школы-интерната №8 признаются, что готовы были бы поучаствовать в любой акции, лишь бы их взяли в семью. Хотя живут они в прекрасных условиях. В комнатах недавно сделан ремонт, чисто и светло. Старшеклассники живут по двое в комнате. На территории интерната две специальные квартиры, в которых подростки по очереди проходят курс подготовки к взрослой жизни. Саша Часовников рассказал «НИ», что ему нравится жизнь в интернате, но семью все равно ничто не заменит. Так же настроена и Настя Ильина: «Я хочу найти близких людей, которые смогут поддержать меня в трудную минуту». Впрочем, в словах детей все равно сквозит страх перед возвратом.

О патронатных семьях читайте на страницах газеты «Новые Известия».

"Новые Известия"

***