Поволжские власти начинают переходить от слов к действиям в использовании информационных технологий для решения насущных задач регионов. Госструктуры инициируют социальные проекты, способные повысить эффективность диалога с населением.

Госсектор становится одним из самых перспективных заказчиков на рынке информационно­компьютерных технологий (ИКТ). По данным CNews Analytics, в 2003 году объем государственных расходов на информатизацию органов власти составлял 20 млрд рублей, в 2004−м — 50 млрд, а в 2005−м — 60 млрд рублей. С началом административной реформы в отрасль пошли бюджетные деньги и начала меняться структура спроса — от простой закупки компьютеров к сложным средствам анализа и поддержки принятия решений. На федеральном уровне общая тенденция проявилась в росте региональных заявок в рамках целевой программы «Электронная Россия», связанных с повышением эффективности органов госвласти. В прошлом году, по данным Минэкономразвития РФ, было реализовано 26 таких проектов, в 2007 году от регионов поступило 145 заявок, а объем запрашиваемых для их финансирования бюджетных средств вырос на 80%. Соответственно меняется и рынок информационных технологий: общим вектором развития стал переход от поставок «железа» к решению бизнес-задач заказчика.

Расширение информационного пространства

Органы власти и бюджетные организации активно генерируют спрос на создание электронного документооборота (ЭД), баз данных. По оценке компании «КРОК», совокупная доля госорганизаций на рынке систем ЭД составляет до 35%. CNews Analytics полагает, что в ближайшей перспективе чиновники останутся основными потребителями решений этого класса, так как объем работ, начавшихся еще в 2002−2003 годах, далеко не исчерпан. Согласно региональным программам «электронного правительства», разработанным до 2010−2012 года, доля ЭД к этому сроку должна увеличиться до 70−80%. То, что потенциал этого сегмента услуг будет сохраняться, подтверждает Людмила Табачникова, руководитель отдела решений самар­ской компании «Программные технологии»: «Информационный поток с каждым годом нарастает. Для контроля согласований, сохранения истории изменений в документах и создания электронного архива, увеличения скорости прохождения актов и распоряжений постоянно требуется оптимизация инфраструктуры и компьютерного парка».

Параллельно с созданием ЭД органы власти начали формировать основные базы данных, связанные прежде всего с социальным обеспечением в регионах. Так, в Самарской области в рамках целевой программы адресной помощи минздрав создал более 40 баз данных, обобщающих статистику услуг в поликлиниках и стационарах, обеспечения лекарствами и т.п. Около двухсот персональных баз данных для назначения и выплат пособий и компенсаций сформировано в социальном блоке регионального правительства. Аналогичный информационный ресурс под названием «Социальная помощь» внедряется в Нижегородской области. В Чувашии синхронизацию муниципальных баз данных о населении поддерживают все ведущие ведомства — МЧС, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования, ГАС «Выборы».

Однако вся эта информация используется главным образом, по терминологии чиновников, «во внутреннем контуре», то есть для административных потребностей. К примеру, в Нижегородской области доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, сегодня не превышает 3%, и это типичный показатель для поволжских регионов. Даже в Самарской области, которая несколько лет назад с большой помпой презентовала систему управления регионом с применением мультиагентных технологий (СУПРЕМА), как и везде, только подступаются к внедрению интегрированных проектов для внешних пользователей.

Подробнее: «Эксперт Волга» №22(62) / 11 июня 2007

***