Конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года по четырем специальностям: «фортепиано», «скрипка», «виолончель» и «вокал»; и 13-й должен был пройти в 2006 году. Однако по ряду не вполне очевидных причин (среди которых, например, совпадение сроков проведения конкурса с чемпионатом мира по футболу) было принято решение перенести очередной конкурс на год позже.

Фото: ИТАР-ТАСС

История этого музыкального состязания началась в 1958 году. За это время именно конкурс имени Чайковского открыл массу мировых музыкальных звезд. Пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев.

Скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Виктория Муллова.

Виолончелисты Лесли Парнас, Наталья Гутман, Давид Герингас.

Певцы Владимир Атлантов, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко, а также многих других.

Несмотря на внушительный список победителей соревнования, которые сегодня являются гордостью мировой музыкальной культуры, в последние годы конкурс имени Чайковского потерял былые блеск и значение.

Он все еще привлекает российских участников, а также молодых музыкантов из Юго-Восточной Азии, однако жители Европы и американских континентов все реже изъявляют желание побороться за некогда престижную награду.

Достаточно сказать, что если заявки на участие в 10-м конкурсе, проходившем в 1994 году, подали около 300 музыкантов из разных стран, то в 13-м конкурсе будут участвовать 199 музыкантов, причем значительное их число живет в России и других странах СНГ либо родились на постсоветском пространстве.

Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, а также другие официальные лица в процессе подготовки к конкурсу не раз повторяли, что одной из наиболее важных задач в их работе является возвращение конкурсу имени Чайковского былого престижа в мире. Вместе с тем ни разу не были внятно озвучены причины, по которым конкурс утратил этот престиж. Хотя они достаточно очевидны.

Не секрет, что результаты практически любого, даже самого известного музыкального конкурса в той или иной степени подвержены подтасовкам и в значительной степени зависят от договоренностей между теми или иными членами жюри, а также от влияния других факторов.

Достаточно вспомнить о том, что один из самых известных лауреатов того же конкурса имени Чайковского американский пианист Ван Клиберн получил первую премию в 1958 году только после того, как на это была получена санкция советского правительства.

Планы и вариации

Между тем организаторы очередного конкурса имени Чайковского, кажется, постарались сделать очень много для того, чтобы если не мгновенно восстановить былую славу московского соревнования, то сделать в этом направлении второй, более уверенный шаг (если считать, что первый был сделан на прошлом конкурсе, в 2002 году).

В этот раз, несмотря на довольно скромный (по сравнению с прежними временами) состав участников, организаторы рассчитывают на активное освещение этого события.

Трансляцию, включая передачу в Интернет, событий на конкурсе будут вести телеканал и радиостанция «Культура». В саду «Эрмитаж» планируется проводить частые брифинги для журналистов, которые, возможно, станут своего рода дискуссионным клубом и будут способствовать более активному и подробному освещению конкурса в прессе.

Планируется и целый ряд других мероприятий, направленных на улучшение имиджа конкурса имени Чайковского как в России, так и в мире.

И все же основным итогом и главной ценностью для любого музыкального конкурса остаются его лауреаты. Если со временем они превращаются в крупных музыкантов, значит конкурс выполняет свою роль первооткрывателя талантов.

В свое время как для советских, так и для западных музыкантов победа на конкурсе имени Чайковского практически гарантировала успешное начало мировой карьеры. Даже не упоминая о Ван Клиберне, достаточно вспомнить, например, пианистов Джона Лилла (лауреат 1970 года) или Барри Дугласа (1986).

Среди советских музыкантов та же счастливая судьба ждала, например, пианистов Андрея Гаврилова (1974) и Михаила Плетнева (1978). Победительница конкурса имени Чайковского 1982 года скрипачка Виктория Муллова, став невозвращенкой, сразу после этого привлекла пристальное внимание со стороны западной прессы. Подобное вряд ли произошло бы, если бы она не носила гордый титул лауреата конкурса имени Чайковского.

Сегодняшних победителей вряд ли ждет что-то подобное. Фактически, даже заняв призовое место, они получат медаль и денежную премию (золото – 20 тыс. долларов, серебро – 15 тыс. долларов, бронза – 10 тыс. долларов).

Когда-то музыкальная индустрия опиралась на конкурсы как на удобный способ выявить новые яркие таланты. Падение престижности лауреатского звания конкурса имени Чайковского, безусловно, связано с рядом грубых ошибок, которые допустили организаторы в предыдущие годы.

Безусловно, в основании трудностей, которые испытывает сегодня конкурс, лежит в большой степени распад Советского Союза, спровоцировавший массовый отъезд советских преподавателей на Запад, где сегодня многие из них являются гуру для молодых музыкантов, как это было и в их прошлой жизни.

И все же, только ли в этом дело?

В действительности схожие проблемы испытывают и западные музыкальные конкурсы. Не означает ли это, что казавшийся когда-то удачным способ штамповать музыкальных звезд больше не работает в принципе?

Ведь в каком-то смысле музыкальные конкурсы – это та самая сделка с дьяволом, которую классическая музыка во всем мире заключила со средствами массовых коммуникаций.

В качестве одного из способов избежать забвения музыка предоставила прессе возможность снимать, транслировать, записывать и от души комментировать музыкальные соревнования, подавая их чуть ли не как гладиаторские бои.

Но если на каком-то этапе слушатели разочаруются и перестанут интересоваться такими поединками (произойдет ли это с конкурсом имени Чайковского, мы узнаем уже через месяц), пресса быстро найдет более интересные сюжеты, а музыка потеряет один из важных поводов добиваться внимания прессы.

Вопрос лишь в том, выиграет ли она от этого или проиграет.

Весь материал читайте на страницах деловой газеты «Взгляд».

Деловая газета "Взгляд"

***