Русские хранят деньги в «Кувшине». Итоги русского аукциона Sotheby`s в Лондоне
«Русская неделя» в Лондоне началась с аукциона русского искусства Sotheby`s, который был анонсирован как крупнейший в истории аукционного дома. За один день тут должны были продать более 500 произведений. Продали меньше, но марку не уронили: «Натюрморт с кувшином и иконой» Михаила Ларионова продан за $4 млн, а «У костра» Бориса Кустодиева – за $2 млн.
«Натюрморт с кувшином и иконой» Михаила Ларионова. Авангард и на этот раз оказался впереди
Фото: Коммерсантъ |
Аукционы русского искусства в Лондоне, как обычно, привлекли массу русских покупателей. Тем более что на сей раз к летней «неделе» присоединился Christie`s, а MacDougall`s увеличил каталог вдвое. Но гвоздем недели все же должен был быть Sotheby`s – больше всего предметов и длинный список «первых» имен.
На аукционе картины «среднего» уровня почти не пользовались популярностью: в разделе живописи второй половины XIX века у Sotheby`s чуть не треть лотов не добрала до резерва и была снята. Эта покупательская сдержанность распространилась и на Айвазовского – самый большой и дорогой его пейзаж не продан, а небольшой, но ценный автопортретом художника «Вид Константинополя» (Айвазовский нарисовал себя сидящим у дороги с этюдником на коленях) ушел за £380 тыс. при ожидаемых £300-500 тыс. Но наблюдались и отдельные всплески – например, на живопись Ивана Похитонова. Крошечные, размером с ладонь, пейзажики проданы втрое дороже, чем ожидалось,– например за £72 тыс. при эстимейте в £10-15 тыс.
Две картины Валентина Серова (в том числе портрет Эммануила Нобеля) были сняты с торгов. Эскиз костюма для балерины «Русских сезонов» Натальи Трухановой, сделанный Львом Бакстом, едва добрался до нижней планки эстимейта в £300 тыс. В зале шептались – несмотря на постоянный рост цен, русские участники рынка все равно ждут обвала – такая уж это национальная черта. А обвалом попахивало.
Но тут подоспел Борис Кустодиев. Его картина «У костра» 1920 года ушла за £1,1 млн (более $2 млн; приведена цена «молотка», без учета процентов с покупателя). Эта странная квадратная картина была вынесена Sotheby`s на обложку каталога – видимо, из-за своей абсолютной «русскости». Под раскидистым дубом устроилась веселящаяся компания горожан, и розовый дым костра взметнулся к синему небу; нереальные цвета и перспектива придают картине оттенок видения (к 1920 году художник уже был прикован к инвалидному креслу и не мог писать пейзажи с натуры).
Следующим фаворитом стал Константин Коровин. Один натюрморт с цветами дошел до £550 тыс., другой (груда цветных пятен вокруг синей вазы) – до £700 тыс. (итоговая цена составит под $1,5 млн).
Самым ожидаемым разделом был авангард – ведь только он выходит за пределы местечковых, по сути, русских торгов и включается в аукционы импрессионистов и модернистов. «Цветущие деревья» Натальи Гончаровой ушли за £500 тыс. Картину ее супруга Михаила Ларионова «Натюрморт с кувшином и иконой» как главный лот привозили на выставку в Москву. Этот примитивистский натюрморт с грубыми, обведенными черными контурами предметами был оценен в £1-1,5 млн. Торг за него быстро превратился в дуэль между покупателем, сидевшим в первых рядах аукционного зала, и телефоном и дошел до £2 млн ($3,949 млн) – что является рекордом для произведений Михаила Ларионова. Его же импрессионистические нежно-розовые обнаженные проданы за £640 тыс. Картины Петра Кончаловского (их было несколько на торгах) не сделали рекордов – впрочем, они их и не заслуживали.
Неожиданно дорого была оценена картина Александра Тышлера «Спектакль в военном стиле» 1932 года – £300-500 тыс. Видимо, эксперты Sotheby`s ожидали, что Тышлер станет новым лидером – и зря, за полотно вовсе не торговались. Как и за большую картину «В киргизской юрте» Александра Яковлева, извлеченную из запасников очередного американского провинциального музея,– только что на аукционах в Нью-Йорке за подобные давали большие деньги.
Все в зале с нетерпением ждали раздела нонконформистов. Раньше-то к концу аукциона зал неизбежно пустел – теперь даже те, кто ушел попить кофе, манкировав стрингом агитационного фарфора, вернулись. И все цены пошли вверх: что ни лот, то в два-три раза выше ожидаемой цены. Небольшие вещи Дмитрия Краснопевцева, красивая подборка «белой» живописи Владимира Вейсберга – стартовав с £10-20 тыс., все были проданы за £50-70 тыс. То же самое с работами питерского абстракциониста Евгения Рухина и карточными композициями Владимира Немухина. Не миллионы конечно, но стабильный рост цен; причем среди покупателей было много нерусских (их сразу заметно по тому, что они без стеснения сигналят номером и не прячутся за каталоги).
***