"Красный маршал". Жизнь и смерть Михаила Тухачевского
70 лет назад, 12 июня 1937 года, был казнен маршал Михаил Тухачевский — самый высокопоставленный советский военный, ставший жертвой сталинского террора. 10 мая 1937 года Тухачевского перевели командовать Приволжским военным округом, а через 12 дней арестовали. Назначение, очевидно, было способом на всякий случай удалить его из Москвы.
Михаил Тухачевский — трагическая и противоречивая фигура российской истории |
70 лет назад, 12 июня 1937 года, был казнен маршал Михаил Тухачевский — самый высокопоставленный советский военный, ставший жертвой сталинского террора.
Одни видят в нем палача, потопившего в крови Кронштадтский мятеж и задушившего крестьянское восстание на Тамбовщине, другие — блестящего стратега и теоретика, заложившего основы советской военной доктрины. Сын дворянина, чей род вел начало из ХV века, и крестьянки, он сделал карьеру в советской России и погиб как «враг народа».
В годы «оттепели», когда бывшие члены политбюро Зиновьев, Каменев и Бухарин продолжали считаться «врагами», Тухачевский был наиболее заметной фигурой среди «безвинно пострадавших». Ему даже собирались воздвигнуть памятник на Манежной площади.
В общественном сознании понятия «37-й год» и «Тухачевский» связаны неразрывно.
10 мая 1937 года Тухачевского перевели командовать Приволжским военным округом, а через 12 дней арестовали. Назначение, очевидно, было способом на всякий случай удалить его из Москвы.
Маршала обвинили в создании «троцкистской военной организации» и связях с иностранными разведками.
Его судил чрезвычайный военный суд, состоявший из высших военачальников. Некоторые из них сами вскоре были репрессированы.
До сих пор ходят слухи, будто Тухачевского не расстреляли, а казнили каким-то особенно изуверским способом, но достоверного подтверждения они не находят.
Версия Шелленберга
Бывший начальник политической разведки «третьего рейха» Вальтер Шелленберг в мемуарах утверждал, что именно он и его покойный начальник Рейнгард Гейдрих обезглавили Красную Армию накануне войны.
Вальтер Шелленберг утверждал, что это он обезглавил перед войной Красную Армию |
Соответствующую задачу якобы поставил Гитлер на секретном совещании в декабре 1936 года.
Согласно Шелленбергу, его подчиненные изготовили и подсунули европейской агентуре НКВД фальшивое письмо Тухачевского знакомым ему с 20-х годов немецким генералам с предложением скоординировать усилия для одновременного устранения Сталина и Гитлера.
Шелленберг особенно гордился тем, что еще и получил от советской разведки крупную сумму за «ценную информацию».
Большинство историков относятся к этой версии скептически. По воспоминаниям знавших его людей, Шелленберг после войны жестоко страдал от невостребованности и всячески старался привлечь к себе внимание. А главное — провокация могла иметь место, но Сталин отнюдь не был легковерным человеком и не нуждался в чужих подсказках для принятия решений.
Аресты в окружении Тухачевского начались еще летом 1936 году, то есть до описываемого Шелленбергом совещания у фюрера.
В январе 1937 года, когда немецкая разведка только искала специалиста по подделыванию почерка, имя Тухачевского уже прозвучало в связи с «вредительской деятельностью». Карл Радек на суде заявил, что «враг народа» комкор Путна, поехав по заданию Тухачевского в командировку в Лондон, встретился там с представителями Троцкого. Самого Тухачевского пока ни в чем не обвиняли, но вот понадобилось же занести в протокол, что Путна ездил именно по его заданию!
На тщательно отрежиссированных «московских процессах» просто так ничего не говорилось.
Зачем Сталин это сделал?
Современный историк Игорь Бунич предполагает, что «заговор маршалов» в том или ином виде все-таки существовал.
По мнению Бунича, после раскулачивания, «голодомора», Беломорканала и «московских процессов» военные просто не могли не попытаться свергнуть тирана.
Павел Дыбенко был среди тех, кто судил Тухачевского, но это не спасло его самого от расстрела |
Однако другие исследователи этой гипотезы не поддерживают. Судя по имеющимся данным, максимум, что позволяли себе опальные военачальники — критические замечания в адрес Сталина и Ворошилова в приватных беседах.
Беда Тухачевского заключалась в том, что для Сталина он не был своим. Вождь предпочитал опираться либо на молодых выдвиженцев, либо на выходцев из Первой конной армии, с которой он был близок в гражданскую, участвовал в обороне Царицына и польском походе. А Тухачевский и его товарищи по несчастью были плотью от плоти той Красной Армии, которую создал Лев Троцкий.
По правилам игры, принятым в сталинском государстве, неугодных и подозрительных отправляли не в отставку, а на тот свет.
«Избиение» или «очищение»?
В России и на Западе принято считать «избиение командных кадров в канун войны» одной из главных причин катастрофы лета 1941 года.
В последние годы опубликован ряд работа, доказывающих, что масштаб «избиения» был меньше, чем принято думать.
Широко известная цифра «37 тысяч расстрелянных командиров» на самом деле представляет собой число уволенных в 1937-1938 годах из армии по всем причинам, включая отставку по возрасту.
Арестованы были, согласно опубликованной справке Управления кадров РККА, 10868 человек, и далеко не все из них расстреляны. Рокоссовский, Мерецков, Горбатов и некоторые другие военачальники вернулись из тюрем и лагерей в армию.
Самый полный, хотя, вероятно, не исчерпывающий список уничтоженных командиров, составленный О.Сувенировым, включает 1634 фамилии.
При этом общая численность командного состава армии и флота перед войной составляла почти 580 тыс. человек.
Из пяти первых советских маршалов троим оставалось жить недолго |
Ни один из переживших волну террора «опытных военачальников» не проявил себя в современной войне. Ворошилов и Буденный, назначенные главкомами соответственно Северо-Западного и Юго-западного направлений, через считанные недели были переведены на почетные, но ничего не решавшие должности. К 1945 году об их существовании в армии уже мало кто и помнил.
Какие же есть основания полагать, что Блюхер, Якир или Дыбенко проявили бы себя иначе?
По мнению специалистов, среди репрессированных военачальников только Тухачевский и бывший командующий Белорусским округом Иероним Уборевич более или менее соответствовали званию полководца.
Виктор Суворов в книге «Очищение» доказывает, что «ежовщина» даже пошла армии на пользу.
Однако даже слабых командующих не следовало расстреливать по облыжным обвинениям.
Возможно, репрессии и не привели к физической нехватке командиров, но разрушительно подействовали на их моральный дух.
Чтобы запугать и лишить инициативы множество людей, не нужно убивать половину из них. Достаточно убить нескольких, а остальным дать понять, что такое может случиться с каждым.
В июне 1941 года, оставшись без управления и связи, многие командиры всех уровней, скованные страхом расправы, ждали указаний, вместо того, чтобы действовать по обстановке.
Стратег или политрук?
Маршал Георгий Жуков назвал Тухачевского «гигантом военной мысли».
В исторической литературе высказывалось мнение, что, будь он жив, сумел бы остановить вермахт у западных границ.
Шарль де Голль на всю жизнь сохранил теплые чувства к «неистовому Мишелю» |
Бунич сообщает, что на одном из совещаний с высшим командным составом во время неудачно складывавшейся для СССР войны с Финляндией Сталин внезапно изрек: «Был бы здесь Тухачевский, он бы что-нибудь придумал!».
Правда, даже если такой эпизод имел место, трудно сказать, пожалел ли вождь о казненном маршале или решил таким образом напомнить присутствующим, что бывает с теми, кто навлек на себя его гнев.
Как многие военачальники 20-х и 30-х годов, Тухачевский искал выход из тупика Первой мировой войны, когда средства обороны оказались эффективнее средств наступления и обрекли сражавшиеся армии на сидение в окопах.
Подобно Дуэ, Фуллеру и Гудериану, он видел решение проблемы в массированном применении авиации и танков.
Однако многие эксперты полагают, что Тухачевский мыслил глобально, но недостаточно глубоко.
Убежденный критик Тухачевского, Суворов цитирует его труды целыми страницами, находя в них несостыковки и доказывая, что тот писал не столько о стратегии и тактике, сколько о воспитательной работе с красноармейцами и населением оккупированных территорий.
В годы первых пятилеток в СССР по инициативе Тухачевского развернулось массовое производство легких «автострадных» танков в ущерб тяжелым. Будущие исследователи упрекали его за недооценку истребительной авиации и автоматов как оружия пехоты.
В последнем вопросе Тухачевский был не одинок. Автоматы первого поколения годились в основном для ближнего боя, поскольку вести из них прицельный огонь было невозможно. Другой советский военачальник, маршал Григорий Кулик, называл их «оружием полиции и гангстеров». И в элитных дивизиях вермахта к началу войны по штатному расписанию имелось по 11500 винтовок и всего 486 «шмайсеров».
Поход на Варшаву летом 1920 года под руководством Тухачевского закончился разгромом. Командующий Западным фронтом не провел как должно разведку и не установил местонахождения главных сил Пилсудского, оголил второстепенные, с его точки зрения, участки, чтобы сконцентрировать максимум сил для атаки. Во время суда его в связи с этим обвинили в прямой измене.
Однако военные историки полагают, что было бы неверно приписывать поражение одному Тухачевскому. Весь план кампании строился на том, что польские трудящиеся при приближении Красной Армии восстанут против «угнетателей», и воевать по-настоящему не придется.
Юго-Западный фронт, который наступал на львовском направлении и где комиссаром был Сталин, а главной ударной силой — Первая Конная армия, действовал не лучше. Существует даже мнение, что «вождь народов» ликвидировал Тухачевского именно как свидетеля собственных неудач.
«Я выбираю марксизм»
Михаил Николаевич Тухачевский родился в 1893 году. В Первую мировую вступил поручиком Семеновского полка, в феврале 1915 года попал в плен, из которого пытался бежать пять раз. За это был переведен из лагеря в крепость Ингольштадт, где подружился с другим «неисправимым» — французским капитаном де Голлем.
Во время визита в СССР в 1966 году де Голль пожелал увидеться с сестрой Тухачевского, но получил от советских властей отказ.
Реми Рур, автор вышедшей в 1928 году во Франции книги о Тухачевском, свидетельствовал, что его герой еще в плену начал симпатизировать большевикам: «Если Ленин сделает Россию сильной страной, я выбираю марксизм».
Тухачевский полагал, что России «нужны богатырская сила, отчаянная хитрость и варварское дыхание Петра Великого. Поэтому к нам более всего подходит одеяние диктатуры».
Вернувшись на родину, Тухачевский, отличился на колчаковском фронте и быстро поднялся до высших ступеней военной иерархии.
С 1924 года и до самой гибели Тухачевский занимал посты начальника Штаба РККА, заместителя и первого заместителя наркома обороны. Вместе с Ворошиловым, Буденным, Блюхером и Егоровым вошел в первую пятерку военачальников, удостоенных в 1935 году маршальского звания.
Тамбовский каратель
В 1921 году Тухачевский командовал войсками, брошенными на подавление антоновского восстания на Тамбовщине.
Выступление крестьян против продразверстки было потоплено в крови. Число жертв неизвестно даже приблизительно.
В годы перестройки были опубликованы приказы, подписанные Тухачевским и председателем полномочной комиссии ВЦИК Антоновым-Овсеенко: использовать для очистки лесов от повстанцев удушающие газы, расстреливать на месте без суда всех подозрительных, брать заложников в деревнях и казнить их на глазах у населения в случае отказа жителей выдать «бандитов».
Химическое оружие против населения собственной страны, кроме Тухачевского и Антонова-Овсеенко, применял только Саддам Хусейн.
Взятие заложников запрещено Гаагской конвенцией 1907 года и считается тягчайшим военным преступлением.
Тухачевский не был иностранным шпионом и заговорщиком, но, по мнению большинства современных историков и юристов, своими действиями на Тамбовщине заслужил смертный приговор.
Возможно, поэтому сегодня в России его вспоминают довольно редко.
Артем Кречетников,
BBCRussian.com. Москва
понедельник, 11 июня 2007 г., 11:36 GMT 15:36 MCK
***