В начале месяца в Москве завершил работу XXVI Международный конгресс журналистов, объединяющий работников СМИ более чем из 150 государств. Подобные конгрессы проводятся раз в три года. На территории России такой конгресс прошел впервые.

«Нет безнаказанности в делах об убийствах журналистов! Глобальная кампания за правосудие для журналистов» – одна из важных тем, поднимавшихся в рамках конгресса.

Участники конгресса утверждают, что профессия журналиста рискованная, что за убийство журналистов ответственны убийцы, но, что за это отвечает государство, и что если государство не может обеспечить безопасность, то оно работает плохо.

В докладе Алексея Симонова, президента Фонда защиты гласности было уделено внимание и Тольятти, который был назван «удивительным городом». Напомним, что в нашем городе с 1995-го по 2003-й убиты шесть главных редакторов средств массовой информации. Четверо их них застрелены.

Во время обсуждение проблемы Тольятти было сказано о том, что в нашем городе правосудие выделяется особой беспомощностью: по всем шести делам – ни преступников, ни приговоров. «Эдакий кусок «дикого Запада» в Приволжском федеральном округе. Вокруг Волжского автомобильного завода, расположенного в Тольятти изначально возникла особая криминальная среда, где передел собственности и война за влияние ведется многочисленными криминальными группами с воодушевлением и азартом», – говорилось в докладе господина Симонова.

В качестве примера, подтверждающего вышесказанное, в докладе были обсуждены два случая: убийство двух главных редакторов одной и той же газеты «Тольяттинское обозрение», погибших с интервалом в полтора года: Валерий Иванов – апрель 2002 и Алексей Сидоров – октябрь 2003. «Здесь легко уловить не только общий стиль работы правоохранительных органов, но и – похоже – общая крыша. Стиль легко понять по известному анекдоту: как поймать льва в пустыне? Когда этот вопрос задают работнику правоохранительных органов, он без запинки отвечает: «Надо поймать зайца и бить его до тех пор, пока не признается, что он – лев», – отметил президент Фонда защиты гласности.

«А общей крышей или прикрытием, служит присутствие куратора – в обоих случаях это первый заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников. Ритуал псевдодеятельности в обоих случаях одинаков: происходит убийство журналиста, приезжает господин Колесников. Объявляет, что преступление практически раскрыто и виновные уже взяты под стражу», – объясняет Алексей Симонов.

Далее по его словам, «берутся под стражу в случае с Валерием Ивановым – трое «зайцев», в случае с Алексеем Сидоровым один. По сценарию – они, якобы, признаются в совершенном преступлении, а следователи начинают готовить материалы в суд. В случае с Валерием Ивановым дело не дошло до суда: один их подследственных тихо умер, двоих других выпустили в связи с недоказанностью их причастности к преступлению. В случае с Сидоровым, избранный жертвенным зайцем сварщик Евгений Майнингер был взят под защиту серьезными юристами, и, просидев год, вышел на свободу по решению районного суда с формулировкой «в связи с непричастностью к преступлению», то есть за год они не только не сумели доказать его виновности, но даже не сумели убедить суд в хоть какой-то причастности к происшедшему. И все тихо. Все на своих местах. И вверх по профессиональной лестнице шагают виновники этих безобразий. А господин Колесников благополучно пересел из кресла заместителя генпрокурора в кресло заместителя министра юстиции».

www.tltnews.ru

*