Автолюбитель, чей автомобиль пострадает в аварии по чужой вине, будет получать возмещение ущерба именно в той страховой компании, с которой он и заключал договор. Отпадет необходимость бегать по всему городу и разбираться со страховой компанией виновника. А мелкие аварии станет возможным оформить на месте без сотрудников ГИБДД.

Фото: «РГ»

Случилась авария, инспекторы ДПС оформили, как положено, пострадавший и виновник сообщили в свои компании об инциденте, а далее начинаются мытарства пострадавшего. Именно невиновному сейчас приходится испытывать все тяготы хождения меж трех сосен! Он идет к страховщику виновника, а страховщик виновника долго и упорно ожидает заявления от самого виновника. Да мало ли что еще можно придумать, чтобы не платить деньги!

А еще компания виновника может оказаться в другом регионе, и в местности, где произошла авария, у нее нет представительства. Или пострадавший может оказаться жителем региона, в котором компания виновника никак не представлена, — что тогда делать? Можно столкнуться и с поддельным полисом, и с полисом несуществующей или обанкротившейся компании…

Выход найден: скоро за компенсацией пострадавшие будут обращаться в ту же страховую компанию, в которой изначально заключали договор. Эти новации в корне изменят ситуацию на рынке. Страховщик теперь будет заинтересован в клиенте. Он постарается сделать все, чтобы клиент не ушел из его компании к конкуренту, а принес деньги за страховку именно ему. Страховщику будет выгодно внимательно и скрупулезно разбирать дела, быстро принимать решения по выплате, быстро выплачивать деньги.

По чьему прейскуранту платить?

Почему эта система не была запущена в работу в самом начале внедрения ОСАГО? Это объяснимо на простейшем примере.

Представьте ситуацию, когда страховая компания пострадавшего привлекает эксперта, который, например, оценивает ущерб в 100 тысяч рублей. Эксперт страховой компании виновника ДТП в то же время считает ущерб в 70 тысяч рублей. После того как страховщик пострадавшего (по новому закону прямой страховщик) выплатит клиенту сумму, которую насчитал его эксперт, он должен выставить регрессные требования страховой компании виновника. Вот тут-то и возникает спор страховщиков о том, сколько именно должно выплачиваться. Самое главное — сейчас, пока они между собой не договорятся, клиент денег не увидит.

Решить эту проблему может единая и универсальная методика оценки ремонта. Сейчас каждый эксперт-техник, оценивающий ущерб машины, пользуется так называемыми руководящими документами (РД). Увы, но эти бумаги составлены разными ведомствами и подчас расходятся в оценках ремонта той или иной детали у той или иной модели автомобиля. То есть на рынке нет единых для всех правил и требований оценки. Причем новый универсальный документ должен иметь официальный статус, иначе с разницей в оценке никто никогда не разберется. Такая единая методика вскоре появится, более того, она уже есть — только пока неофициальная. Этот документ разработал минтранс совместно с Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ). Как только документ будет утвержден, все эксперты-техники будут оценивать повреждения автомобиля по единым правилам и единым расценкам.

Налог с оплаченного ущерба

Перед тем как запустить в жизнь прямое страхование, потребуется изменить и Налоговый кодекс. Дело в том, что сейчас выплата прямым страховщиком по действующему Налоговому кодексу страховой выплатой не является. Соответственно она должна облагаться налогом. Сейчас человек, желающий получить возмещение, например те же 100 тысяч рублей, насчитанные экспертом-техником, должен либо умерить свои желания, либо доплатить за ремонт из собственного кармана. Или — кривыми и окольными путями договариваться, чтоб ему начислили большую сумму, чем требуется на самом деле. По новым правилам искать окольные пути будет делом бесполезным, за точностью оценки будут следить два страховщика: страховщик пострадавшего, который будет выплачивать положенное по счету, и страховщик виновника, обязанный компенсировать траты прямого страховщика. Однако в таком случае и прямой страховщик несет убыток: ведь деньги, которые он получит от страховщика виновника, тоже будут облагаться налогом. Есть ли выход из этой ситуации?

Есть. По словам начальника управления по проекту Европейского протокола Российского союза автостраховщиков Андрея Юрьева, проблему в министерстве финансов отлично понимают. Поэтому внесенный законопроект о новациях в автогражданке — пакетный. Он включает в себя в том числе и поправки в Налоговый кодекс.

"Российская Неделя"

***